Специальный корреспондент федерального журнала «Балет» Лариса АБЫЗОВА о концерте «Вечер балета» на сцене Александрийского театра
В Санкт-Петербурге на сцене Александрийского театра состоялся вечер балета Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени Г.Ц.Цыдынжапова. Концерт был посвящен 350-летию Улан-Удэ, где труппа работает с 1943 года и долгое время — до открытия в 2012 году филиала Мариинского театра во Владивостоке — оставалась единственным театром оперы и балета в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Бурятская труппа имеет с петербургским балетом давние связи. Выпускник Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета имени А.Я.Вагановой) Пётр Абашеев был в числе выдающихся звёзд бурятского театра, где славился гармоничным дуэтом с первой бурятской балериной Ларисой Сахьяновой. С афиши Кировского театра шагнули на сцену Улан-Удэ «Шурале», «Тропою грома», «Легенда о любви». «Жизель» в постановке ленинградки Ксении Тер-Степановой была воспроизведена в редакции, полностью соответствующей редакции Мариинского театра.
Понятно, что концерт бурятских гостей вызвал пристальное внимание, собрав большую аудиторию зрителей. Ажиотаж усиливал интерес к деятельности нового худрука труппы Морихиро Ивата, известного японского танцовщика, который учился в Московском хореографическом училище (ныне Московская государственная академия хореографии) в классе Александра Бондаренко и был солистом Большого театра. Завершив в 2012 году карьеру танцовщика, Ивата возглавил бурятский балет.
К визиту в Петербург гастролеры подошли серьезно. Привезли свой оркестр (главный дирижер Йорн Фоссхейм, дирижер Валерий Волчанецкий) и труппу в полном составе. В программе соединились фрагменты из балетов советского периода, классического наследия, номера современной хореографии.
Одним из самых удачных номеров был «Умирающий лебедь» в исполнении Лии Балдановой. Балерина обошлась без модных нынче изломанных линий, конвульсий, змееподобных рук; у нее не было сверкающих бриллиантов, рубина, щедрого оперения. Ее облик был предельно скромен, пластика гармонична, движения грациозны, полны достоинства и спокойствия. Образцом Балдановой был Лебедь Галины Улановой. Достойный образец и достойное исполнение.
Балеты на национальные бурятские темы были представлены фрагментами из «Красавицы Ангары» и «Юкки». «Красавица Ангара» Льва Книппера и Баудоржа Ямпилова в постановке Михаила Заславского и Игоря Моисеева — долгожитель, чья премьера состоялась в 1959 году. По адажио в исполнении Елены Хишиктуевой и Виктора Дампилова трудно судить обо всем балете, но даже этот небольшой номер показал изобретательную хореографию на основе классического танца, удивительным образом передающего национальный колорит. Похвально, что театр сохраняет спектакль на своей афише. «Юкки» на музыку Арво Пярта, дуэт из которого исполнили Елена Хишиктуева и Виктор Дампилов, — одна из новинок театра в постановке молодого хореографа Анастасии Кадрулевой, выпускницы балетмейстерского отделения Академии русского балета имени А.Я.Вагановой.
Труппа с большим подъемом исполняет характерные танцы, в чем петербургские зрители убедились на примере «Половецких плясок» из оперы Бородина «Князь Игорь» в хореографии Михаила Фокина (солист Баир Жамбалов») и «Вальпургиевой ночи» из оперы Гуно «Фауст» в постановке Леонида Лавровского (солисты Вероника Миронова, Баир Цыдыпылов и Баир Жамбалов).
Худрук труппы Морихиро Ивата показал ряд своих балетмейстерских работ, очень разных по хореографическим решениям. Вальс из балета «Щелкунчик» начался с оригинально выстроенной композиции, когда кордебалет разместился вокруг четверки солисток, застывших в позе знаменитого pas de quatre. От этой зафиксированной мизансцены берет импульс круговое движение танцовщиков в розовых одеждах, рождающее эмоции радости. В номере «Клён» на музыку Рольфа Левланда Ивата строит дуэт (исполнители Харука Уэмура, Артемий Плюснин) на сочетании партерной техники и высоких поддержек. В «Лунном свете» на музыку Клода Дебюсси (исполнители Харука Уэмура и Булыт Раднаев) хореография Ивата сочетает мягкость пластики с цирковой гибкостью.
Морихиро Ивата исполнил два номера в собственной постановке: «Всё не так» на песню Владимира Высоцкого и не обозначенный в программе номер «в японском стиле». Несмотря на то, что танцовщик покинул сцену, он находится в отличной форме, и его исполнение имело огромный успех.
Успех же вечера в целом свидетельствует, что одного представления недостаточно для основательного знакомства петербуржцев с балетной труппой бурятского театра.