БАГАДАЕВ ГРИГОРИЙ МИХЕЕВИЧ

В 2023 году культурное сообщество Бурятии отмечает 75-летие со дня рождения выдающегося оперного певца, баса, Григория Михеевича Багадаева.

Григорий Михеевич родился 2 ноября в селе Кяхта Бурятской АССР. В 1975 году окончил вокально-режиссерский факультет Ленинградской консерватории имени Николая Андреевича Римского-Корсакова и был принят в оперную труппу Бурятского государственного ордена Ленина академического театра оперы и балета.

В этот период вместе с Григорием Михеевичем свой творческий путь в театре начинают молодые певцы Екатерина Ильинична Кыштымова, Леонид Иванович Третьяков, Борис Иванович Петюк. Впоследствии все они станут ведущими солистами театра, займут видное место в творческом процессе, будут достойно продолжать традиции корифеев и активно развивать оперное искусство в Бурятии и за ее пределами.

С первых дней в театре Григорий Михеевич увлеченно работал над партиями. Дирижеры, партнеры по сцене, композиторы, чьи произведения исполнял певец, отмечают, что он был человеком работоспособным и трудолюбивым, энтузиастом, преданным музыкальному искусству. За первое десятилетие работы в Бурятском театра оперы и балета Григорий Михеевич успешно исполнил партии Порги в опере Джорджа Гершвина «Порги и Бесс», Атиллы в опере Джузеппе Верди «Атилла», Томского в опере Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама», Капитана в опере Бориса Михайловича Терентьева «Максимка», Эбн-Хакия в опере Петра Ильича Чайковского «Иоланта» и многие другие. Блестяще, по мнению современников, он справился со сложной партией Мельника в опере Александра Сергеевича Даргомыжского «Русалка».

Царская невеста, 1982 г.

С трепетом и любовью певец исполнял национальный репертуар — партии в операх Бау Ямпилова «Прозрение» и «Чудесный клад», а также в первой эстрадной опере Виктора Усовича по мотивам бурятских легенд «Тугая тетива Зээр Далая».

Критика отмечала, что Григорий Михеевич был убедителен и органичен не только в опере, но и в современной музыке. В 1986 году Багадаев стал первым исполнителем монооперы Виктора Усовича «Скандал в прицепном вагоне» (по мотивам рассказов Михаила Михайловича Зощенко), а также вокального цикла «Бурятские напевы» Виктора Усовича на слова Дамбы Жалсараева.

Любовь публики и признание пришли к певцу быстро: после шести лет работы в театре, в 1981 году, он получил звание Заслуженного артиста Бурятской АСССР.

Несмотря на впечатляющие успехи, Григорий Михеевич оставался человеком скромным и требовательным к себе. Народная артистка Республики Бурятия Эржена Кимовна Базарсадаева, солистка Бурятского театра оперы и балета, рассказывая о своем детстве, с теплотой и нежностью вспоминала: «Мое детство прошло в стенах театра, и в школьные годы мне посчастливилось играть маленькую роль Русалочки в опере Александра Сергеевича Даргомыжского «Русалочка». Моими партнерами по сцене были Лхасаран Лодонович Линховоин и Григорий Михеевич Багадаев — прекрасные люди! Григорий Михеевич был большим тружеником, добрым, отзывчивым и очень музыкальным человеком!»

За заслуги в искусстве Григорию Михеевичу Багадаеву были присвоены почётное звание Народный артист Республики Бурятия, а в январе 1999 году Заслуженный артист России. Этот замечательный бас навсегда вошел в историю бурятского искусства.

Обсуждение закрыто.