26 сентября на сцене Бурятского театра оперы и балета вновь покажут первую национальную оперу – «Энхэ-Булат батор». Премьера оперы состоялась 20 октября 1940 года на сцене филиала Большого театра СССР. Над этой исторической постановкой работали балетмейстер Игорь Моисеев и режиссер Иосиф Туманов. На премьерных показах партии исполняли народная артистка СССР Надежда Петрова и Иван Батурин. Первым исполнителем партии Бумал-хана стал знаменитый оперный певец Бадма Балдаков. Он произвел неизгладимое впечатление на композитора Маркиана Фролова, который не смог сдержать слез, услышав его исполнение.
Спектакль «Энхэ-Булат батор» 26 сентября посвящается 105-летию со дня рождения Бадмы Мелентьевича (1918-1974), одного из самых талантливых сыновей Бурятии, выдающегося баса, Народного артиста РСФСР.
Родился Бадма Мелентьевич 16 сентября 1918 года в старинном бурятском селе Курумкан. С раннего детства он был окружен песней — любил петь его отец, пели все вокруг. У мальчика быстро обнаружились прекрасные музыкальные способности – звонкий голос и отличный слух.
С 1935 по 1938 год Бадма Мелентьевич обучался на вокальном отделении музыкально-театрального училища (педагоги Н. Н. Шатров и Н. В. Владимирский). Еще до окончания училища он был принят в театр, а уже в 1940 году на I декаде бурят-монгольского искусства в Москве с блеском исполнил партии Хана в «Баире» П. Берлинского и Бумалхана в «Энхэ-Булат-баторе» М. Фролова. Молодой певец стал известен всей стране.
За время работы в театре Бадма Мелентьевич исполнил более 20 партий. Критики отмечали блестяще созданные им образы Мельника, Мефистофеля, князя Гремина. Л Линховоин вспоминал: «Каким мягким, ласкающим звуком начинал Бадма знаменитую арию «Любви все возрасты покорны». Этот звук был прекрасен. А какая осанка! Манеры вельможи! Мне казалось, что Бадма рожден именно для таких ролей».
Бадма Мелетьевич с большим увлечением пел в национальных операх. Ярким и притягательным был созданный им образ хранителя мудрости чабана Бумбу в опере «У подножья Саян» С. Ряузова, поражал своей харизмой образ жестокого деспота нойона Хусэтэ в опере Л. Книппера «На Байкале». Высоко оценили в Улан-Баторе его исполнение партии Балган в опере «Среди печальных гор» Б. Дамдинсурена и Б. Смирнова.
В декабре 1959 года, уже в статусе ведущего солиста, Бадма Балдаков выступал в Москве на II декаде бурятского искусства и литературы – исполнял ответственные партии в «Побратимах» Д. Аюшеева и Б. Майзеля и «Князе Игоре» А. П. Бородина. В «Князе Игоре» Б. Балдаков воплощал образ князя Галицкого. Знаменитый дирижер Мелик-Пашеев сказал потом: «Владимир Галицкий был отлично спет и рельефно вылеплен талантливым артистом Балдаковым».
В 1960-х годах ухудшилось здоровье артиста, он был вынужден оставить оперную сцену, но продолжил выступать. Как солист Бурятской филармонии постоянно давал концерты в Бурятии. Пел и классику, и песни композиторов республики, но особо любил бурятские народные песни, пел их тепло и трепетно. Каждый его концерт становился праздником. Отзыв об одном из таких концертов: «В доме культуры села Баяндай негде упасть яблоку. Бурные овации вызвало выступление народного артиста Балдакова. Сильный голос певца буквально покорил зал».
Бадма Мелентьевич был известен не только как оперный и камерный певец, но и как талантливый композитор-песенник. Его лучше песни долгие годы звучали на радио. Многие критики отмечают, что его песня «К любимой» — одна из лучших песен бурятской музыки. Ее часто исполнял Л. Линховоин, ее высоко оценил П. Лисициан. Публике хорошо известны песни Б. Балдакова «Помнишь ли», «Сарана», «Милая моя».
Бадма Мелентьевич ушел из жизни на 56-м году. Умолк его голос, но память о нем живет. Учрежден фестиваль его имени, бережно хранятся записи его выступлений. Его младший коллега и почитатель его таланта Л. Линховоин говорил о певце: «Его пение всегда трогало сердце, хотелось плакать и смеяться». Эти слова наиболее точно выражают любовь зрителя к творчеству Бадмы Мелентьевича.