Сорочинская ярмарка

Опера в двух действиях

Композитор — Модест Мусоргский
Либретто — Модест Мусоргский при участии Арсения Голенищева-Кутузова

Музыкальный руководитель и дирижёр — Валерий Волчанецкий
Режиссёр-постановщик — Анатолий Ильин
Художник-постановщик — Валентин Фёдоров
Хормейстеры: Валерий Волчанецкий, Евгения Сулейманова
Постановка танцев — Анастасия Шестидесятая

Мировая премьера: 21 октября 1913 года, Московский Свободный театр
Премьера постановки: 4 июля 2005 года

Продолжительность спектакля: 1 часа 50 минут
Спектакль идёт с одним антрактом

Возрастной ценз 6+

Описание

«Сорочинская ярмарка» — одна из самых жизнерадостных русских опер, в полной мере раскрывшая богатое комическое дарование Мусоргского. В ней сочной кистью нарисованы картины народного быта и чарующей украинской природы, метко очерчены национальные характеры. Особенно колоритны фигуры добродушного и ленивого Черевика, то сварливой, то кокетливой Хиври, ханжи и сластолюбца Поповича, «хвата и плута» (по определению композитора) Цыгана. Добродушный юмор переплетается с обаятельной лирикой в характеристике Параси и Грицько.

Музыкальный язык оперы близок к украинскому фольклору. Мусоргский использовал 13 подлинных народных напевов.

Об опере

Опера сочинялась с длительными перерывами. Желая поддержать композитора материально, группа друзей сделала ему заказ на срочное окончание оперы. Летом 1880 года музыкальные журналы уже сообщали о готовящейся премьере. Однако болезнь и смерть прервали работу. Первые два акта были почти закончены, для третьего Мусоргский успел написать только «Думку» Параси и заключительный гопак.

Многие музыкальные деятели пытались досочинить и отредактировать оперу — Анатолий Лядов, Вячеслав Каратыгин, Юрий Сахновский, Цезарь Кюи. Лучшая редакция, в которой опера ставится в настоящее время, принадлежит советским музыкантам — музыковеду Павлу Ламму, составившему клавир на основе автографов Мусоргского, и композитору Виссариону Шебалину, который завершил произведение, придерживаясь авторских черновых записей, и оркестровал его (1930). Впервые опера прозвучала в концертном исполнении в день 30-летия со дня смерти композитора 29 марта 1911 года в Петербурге. Сценическая премьера состоялась 21 октября 1913 года в Москве, в «Свободном театре». В редакции Шебалина опера была впервые показана 21 декабря 1931 года в Ленинграде в Малом оперном театре.