На сцене Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г. Ц. Цыдынжапова оживает древняя легенда о Бальжан Хатан — предводительнице хори-бурят, чья история жертвенности и борьбы за свободу своего народа перерождается в дерзком синтезе рок-музыки, симфонических партитур и национальных инструментов. Эта постановка, созданная лауреатом Государственной премии Республики Бурятия Олегом Юмовым, становится манифестом культурной памяти, где эпические сюжеты встречаются с языком сегодняшнего дня.
«Энхэ-Булат батор» является первым произведением профессионального искусства Бурятии, частью культурного наследия бурятского народа. В основе сюжета оперы лежит старинное народное сказание о Шоно-баторе. Опера была создана в конце 30-х годов прошлого столетия. Впервые «Энхэ-Булат батор» показали на декаде бурят-монгольского искусства в Москве в 1940-м году, и этот премьерный показ был признан «подлинным триумфом бурят-монгольских артистов» (Бурят-Монгольская правда, 1940, 21 октября).
Опера Баира Дондокова «Эреэхэн» — взгляд современника на один из эпизодов ее богатейшей истории. Созданная к юбилею Республики Бурятия, опера является музыкальным приношением основателям республики и далеким предкам, принявшим судьбоносные решения в XVIII веке и 100 лет назад.
«Князь Игорь» — опера-эпопея о неукротимой безудержной удали, долге и мужественной воле, человеческой совести и необходимости искреннего покаяния за каждый поступок. Героические образы князя Игоря и княжны Ярославны — это архетипы русского эпоса, и особенно ценно, что это не вымышленные персонажи, а исторические личности.
Шедевр Джакомо Пуччини «Тоска» на сцене Бурятского театра оперы и балета – произведение, где «безумная любовь сталкивается с деспотичным злом» в вихре политических интриг времен наполеоновских завоеваний.