Дирижер: Валерий Волчанецкий
Мастер: Михаил Овчаров
Возлюбленная: Маргарита Эрдыниева
Бритоголовый (монастырский художник): Вячеслав Намжилон
Лик богини
Хореографическая элегия в одном акте
Композитор — Юрий Ирдынеев
Автор либретто — Александр Мишутин
Балетмейстер-постановщик — Александр Мишутин
Ассистент балетмейстера — Алиса Шикина
Музыкальный руководитель — Георгий Албегов
Художник-постановщик — Алексей Амбаев
Художник по костюмам — Татьяна Тышкенова
Художник по свету — Владимир Цыбиктаров
Главный хормейстер — Валерий Волчанецкий
Хормейстеры — Евгения Сулейманова, Ольга Ким
Репетиторы — Баярто Дамбаев, Елена Дамбаева, Татьяна Муруева, Юрий Муруев, Лариса Башинова, Иннокентий Иванов
Концертмейстеры — Ванда Кальянова, Ольга Рупышева
Мировая премьера: 1990 год, Бурятский государственный академический театр оперы и балета (Улан-Удэ)
Премьера постановки: 29 апреля 2021 года
Премьера постановки в обновленной редакции: 15 апреля 2022 года
Продолжительность спектакля: 1 час 20 минут
Спектакль идёт без антрактов
Возрастной ценз 12+
Описание
«Линии были безукоризненны, лицо светилось спокойствием, проникающим в сердце. В уголках рта богини пряталась нежная, таинственная улыбка. Лучи утреннего солнца словно оживили ее, сделали тоже земной.
С восторгом и изумлением смотрел ученик на творение своего учителя. В сияющем образе богини всепрощающего и всепокоряющего милосердия была воплощена дочь простолюдина, монголка незнатного происхождения…
И ученик вдруг осознал подвиг мастера, поклонился ему в ноги, не в силах сдержать волнение.⠀
Глаза ваятеля сверкнули и погасли. Не отрывая взора от богини, он тихо, словно в раздумье, ответил на поклон ученика: “Ты видишь мое последнее творение”».
_______________
Композитор Юрий Ирдынеев опередил свое время. Недавно ушедший из жизни балетмейстер Генрих Майоров говорил, что еще не родился тот хореограф, который создаст балет на эту музыку. Но чудо свершилось.
Первый буддийский спектакль на сцене Бурятского театра оперы и балета, поставленный в 1990 году, вызвал живой общественный резонанс. «Лик богини» стал поворотным моментом в истории театра и всего профессионального искусства республики, заново открыв путь к религиозным сокровищам монголосферы.
Это пронзительная история любви не просто выдающегося скульптора, но одного из правителей Монголии, первого монгольского Богдо-гэгэна (духовного лидера), сыгравшего огромную роль в развитии монгольской культуры. Утратив возлюбленную, он воссоздал ее образ в скульптуре, отлив из бронзы 21 статуэтку богини Тары, и по прошествии нескольких столетий мы можем увидеть эти изображения.
Новой постановкой «Лика богини» занялся российско-японский балетмейстер Александр Мишутин, которого привлекла философская музыка с детально прописанными человеческими характерами. Это не первая балетмейстерская работа Александра Мишутина в Бурятском театре оперы и балета. В 2019 году он поставил балет «Талисман», номинированный на престижную Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в трёх номинациях («Лучший балетный спектакль», «Балетмейстер-постановщик», «Главная женская роль») и получивший высокую оценку театральных критиков.
Постановка балета «Лик богини» в год 80-летия Юрия Ирдынеева (2021) — это переосмысление его творчества, в котором на переломе эпох были проложены новые пути развития музыкального театра Бурятии.
“Третье рождение” «Лика богини» произошло 15 апреля 2022 года. Полностью изменились некоторые сцены, обновились декорации и костюмы, в пластике и хореографии появилось больше национальных элементов.
_____________
Юрий Ирдынеевич Ирдынеев (1941-2007) — советский бурятский композитор, заслуженный деятель искусств Бурятской АССР, заслуженный деятель искусств России.
Дзанабадзар (1635—1723) — правитель Халхи под сюзеренной властью империи Цин, основатель монгольской портретной живописи, изобретатель письма соёмбо. Большинство статуэток богини Тары, в которых увековечена память о возлюбленной мастера, в настоящее время хранятся в музее искусств имени Дзанабадзара в Улан-Баторе.