Князь Потоцкий, польский магнат: Батор Надмитов
Мария, его дочь: Оюна Кынзыбеева
Вацлав, жених Марии: Виктор Дампилов
Гирей, крымский хан: Баир Цыдыпылов
Зарема, любимая жена Гирея: Лия Балданова
Вторая жена Гирея: Евгения Цыренова
Нурали, военачальник: Баир Жамбалов
Начальник стражи: Олег Монтоев
Служанка Марии: Дарья Башинова
Балет в трех действиях с прологом и эпилогом
Композитор — Борис Асафьев
Либретто Николая Волкова по мотивам одноименной поэмы Александра Пушкина
Балетмейстер-постановщик – Алла Батубаева
Редакция Баярто Дамбаева, Татьяны Муруевой, Ларисы Башиновой, Елены Дамбаевой
Мировая премьера: 28 сентября 1934, Мариинский театр
Премьера постановки: 20 марта 2021 года
Продолжительность спектакля: 2 часа 10 минут
Спектакль идёт с двумя антрактами
Возрастной ценз 12+
Описание
«Бахчисарайский фонтан» — балет Бориса Асафьева по мотивам одноименной поэмы Александра Пушкина, в основе сюжета которой – легенда о польской княжне Марии, жившей в гареме татарского хана Гирея. Чувство к нежной и кроткой Марии облагораживает дикую натуру хана. И даже смерть Марии от кинжала, вонзенного рукой ослепленной ревностью жены хана Заремы, не облегчила его мук неразделенной любви. В память о ней безутешный хан Гирей установил «фонтан слез».
Атмосфера пушкинской поэзии и ее музыкальное прочтение Борисом Асафьевым, смешение и противопоставление щеголеватых поляков и красочных картин восточной экзотики нашли счастливое воплощение в новом жанре – драматический балет, где каждый танцор-виртуоз – прекрасный актер, способный, по словам Галины Улановой, «вдохнуть живую душу в человеческие образы, возникающие на балетной сцене».
«Бахчисарайский фонтан» в Бурятском театре оперы и балета
«Бахчисарайский фонтан» имеет важное значение для Бурятского театра оперы и балета – это первый балет, воплощенный на сцене театра. Поставленный весной 1943 года балетмейстерами М. Арсеньевым и Т. Глязер, он знаменовал рождение национального балетного коллектива. Первыми исполнителями главных партий стали Мария Шалтыкова, Цыден-Еши Бадмаев, Агния Жигжитова, Михаил Арсеньев, Федор Иванов. Став одним из любимых балетов Бурятской публики, «Бахчисарайский фонтан» возобновлялся в 1946, 1950, 1964, 1973, 1979 годах. К 1973 году относится постановка балета Аллы Георгиевны Батубаевой*. Последующие версии являются ее редакциями.
В 1979 году состоялась премьера «Бахчисарайского фонтана» в редакции С.М. Тулубьевой. Ведущие партии исполнили Лариса Сахьянова, Ольга Короткова, Виктор Ганженко, Петр Абашеев, Алексей Павленко, Екатерина Самбуева.
В 2014 году балет был возобновлен в редакции Морихиро Иваты. Исполнители главных партий: Вероника Миронова, Баярма Цыбикова, Булыт Раднаев, Артемий Плюснин, Баярто Дамбаев. Премьера постановки в редакции Баярто Дамбаева, Татьяны Муруевой, Ларисы Башиновой, Елены Дамбаевой состоялась 20 марта 2021 года.
О постановке 2021 года
В постановке «Бахчисарайского фонтана» 2021 года изменилась концепция гарема. Теперь в нем присутствуют наложницы разных национальностей: это отражено в костюмах и в хореографии. Еще одной особенностью восстановленного балета является расширение партии военачальника Нурали, соратника хана Гирея. Герою уделено больше внимания, его образ раскрывается глубже.
Художественно-постановочная группа
Музыкальный руководитель – Валерий Волчанецкий
Художник-сценограф — Николай Шаронов
Художники по костюмам — Татьяна Тышкенова, Николай Шаронов
Художники по свету — Алексей Амбаев, Владимир Цыбиктаров
Репетиторы — Баярто Дамбаев, Елена Дамбаева, Татьяна Муруева, Юрий Муруев, Лариса Башинова, Баярма Цыбикова, Иннокентий Иванов
Концертмейстеры – Ванда Кальянова, Ольга Рупышева
____________________________
*Алла Георгиевна Батубаева – балетмейстер, заслуженный деятель искусств Бурятской АССР, деятельность которой началась в Бурятском театре оперы и балета в 1956 году, когда после окончания Ленинградского хореографического училища им. А.Я. Вагановой она была принята в балетную труппу. После окончания ГИТИСа в 1966 году она стала балетмейстером родного театра, а в 1968-1973 годах была главным балетмейстером. Как хореограф-постановщик она владела широким арсеналом хореографических средств выразительности, стремилась к оригинальному прочтению партитуры, строго сохраняя при этом поэтический строй произведения. Алла Батубаева поставила множество балетных спектаклей, среди которых «Легенда о любви» Арифа Меликова, «Спартак» Арама Хачатуряна, «Кармен-сюита» Родиона Щедрина, «Антоний и Клеопатра» Эдуарда Лазарева, «Золушка» Сергея Прокофьева, «Корсар» Адольфа Адана, «Пер Гюнт» Эдварда Грига и, конечно, «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева.
Творческими наставниками для Аллы Батубаевой стали Ростислав Владимирович Захаров, который во времена студенчества будущего балетмейстера был руководителем балетмейстерского факультета ГИТИСа, и Анатолий Васильевич Шатин – её учитель. Поэтому в балете «Бахчисарайский фонтан», поставленном Аллой Георгиевной в 1964 году, чувствуется и прослеживается хореографический язык Ростислава Захарова. Обучаясь у таких мастеров тонкости искусства танца и постановки, Алла Батубаева создала свою оригинальную хореографическую драматургию балета.