Музыкально-драматический театр в годы войны
Предлагаем к прочтению статью Зои Александровны Шагжиной о военных годах в истории театра.
Музыкально-драматический театр в годы войны
Начало Великой Отечественной войны надолго отодвинуло все творческие планы и перспективы по осуществлению больших и интересных замыслов Бурят-Монгольского государственного музыкально-драматического театра (так тогда назывался театр оперы и балета), связанных с его достижениями и успехом во время первой декады бурят-монгольского искусства в Москве в 1940 году.
Ушли на фронт многие певцы, драматические актеры, музыканты оркестра и большинство из них погибли на полях сражений…
Оперную труппу в тот период возглавляли молодые оперные певцы: Н. Петрова, К. Гомбоева-Языкова, В. Лыгденова, Б. Балдаков, А. Арсаланов, Ш. Коротков, Т.Карпов, Л. Линховоин.
Балетная труппа делала свои первые шаги, в ней работали А. Тогоноева, А. Жигжитова, М. Шалтыкова, Ф. Иванов, Ц-Е. Бадмаев, С. Будаев, Т. Гергесова, Ю. Семёнова, В. Лугова, И. Бадмажапов, К. Кондрашкин и другие. В состав труппы вошли первые выпускники хореографического отделения, ученики М.С.Арсеньева. Это Ю. Баранов, В. Хараев, З. Тыжеброва, В. Дамбуев, В. Лугова, Г. Шулунова, С. Барцева, Н. Шагланова, Р. Иванова, позже — В. Булгакова, Л. Желаева, Е. Абакшинова. М. Арсеньев вместе с Т. Глязер также работали в танцевальном кружке Улан-Удэнского Дома пионеров, который организовала ещё до войны Надежда Александровна Майорова, откуда через несколько лет пришли хорошо обученные танцовщицы (Ю. Семенова, К. Семянникова, Ю. Ладейщикова, Ф. Калинина, Л. Шелкунова, 3. Машкина и др.).
Несмотря на неполноту творческого состава, трудности военной поры, театр продолжал работу.
В первый же год войны из оставшихся в театре артистов было образовано несколько концертных бригад по обслуживанию сельских районов, воинских частей и госпиталей в Улан-Удэ. В конце 1941 года началась работа по возобновлению спектаклей «Энхэ-Булат батор», «Баир» и «Эржэн», которые принесли театру яркий успех на I декаде, и уже в апреле-мае 1942 года эти спектакли можно было увидеть на сцене театра. В 1942 году театр продолжил также начатую еще до войны работу над постановкой оперы «Евгений Онегин», премьера которой состоялась весной 1943 года.
В сезон 1942-1943 гг., в самый разгар Отечественной войны, в нелегких условиях тыла, на сцене театра показаны спектакли «Шел солдат с фронта» В. Катаева, «Рыбаки Байкала» Н. Балдано, «Счастье» П. Маляревского, «Сын народа» и «Снайпер» Г. Цыдынжапова.
В начале 1943 года балетмейстером М. Арсеньевым, который с 1937 года готовил кадры для балета республики, была осуществлена постановка первого классического балета в бурятском театре — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева — и состоялась его премьера.
Сезон 1943-1944 гг. начался с гастролей театра в Монголии, где он показал свои лучшие спектакли: «Энхэ-Булат батор», «Баир», «Снайпер», «Бахчисарайских фонтан». Гастроли вызвали восторженные отзывы монгольских зрителей и прессы.
В декабре 1943 года небольшая группа артистов театра под руководством Цыдынжапова – певцы Б. М. Балдаков, Н. К. Петрова, В.Д. Лыгденова, артисты балета Ц.-Е. Бадмаев, Т.Е. Гергесова, М.С. Шалтыкова, баянист И.С. Дворников, пройдя предварительные прослушивания и утверждение репертуара в Москве, выехала на действующий Белорусский фронт для обслуживания воинских частей. С декабря 1943 годы по март 1944 года фронтовая концертная бригада театра дала более 60 концертов.
Н. К. Петрова, тогда заслуженная артистка Бурятско-Монгольской АССР, вспоминает о тех днях: «Первый концерт дали в Брянске. Далее повезли нас на передовую линию обороны Белорусского фронта. Здесь и начались наши фронтовые концерты… Концерты давались во время отдыха воинов в лесу, в полуразрушенных домах, землянках – где угодно, лишь бы можно было спеть и станцевать. Мы выступали под гул канонады, в 2-3 км от линии фронта, на морозе. Иногда давали в день по 3 концерта. Жили в блиндажах, землянках. Новый 1944 год мы встретили там, на фронте. Не помню, в какой воинской части мы тогда выступали, но после нашего новогоднего концерта артиллеристы горячо поздравляли нас, благодарили за замечательный концерт и 12 раз выстрелили по врагу в честь бурят-монгольского народа с клятвой рубить ненавистного врага».
В этом же сезоне были осуществлены постановки двух классических спектаклей «Женитьба Бальзаминова» Н. Островского и «Коварство и любовь» Шиллера, а также классической оперы «Евгений Онегин» в исполнении молодых, но уже известных зрителю К. Гомбоевой-Языковой, Н.К. Петровой, А. Арсаланова, Б.М. Балдакова, В. Лыгденовой.
Еще одна классическая опера «Фауст» Гуно была поставлена на сцене театра в сезон 1944-1945 гг. прекрасный трогательный образ Маргариты удалось создать К. Гомбоевой-Языковой, особой выразительностью отличался образ Мефистофеля в исполнении Б.М. Балдакова. Балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля явился для балетной труппы театра еще одной ступенькой к овладению мастерством классического танца. Этот театральный сезон бал также ознаменован спектаклями У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» в постановке Н. Новикова и «Бабжа-Барас батор» Н. Балдано в постановке Г. Цыдынжапова.
Весной победного 1945 года театр с продолжительными гастролями побывал на Дальнем Востоке. С громадным успехом прошли во Владивостоке и ряде других городов балетные спектакли «Бахчисарайский фонтан» и «Тщетная предосторожность», концерты в частях дальневосточного фронта и на кораблях тихоокеанского флота.
Репертуар и деятельность Бурят-Монгольского Государственного Ордена Ленина Музыкально-драматического театра в годы Отечественной войны красноречиво свидетельствуют о творческом росте его коллектива в это нелегкое время; о том, что театр жил интересами фронта, стремился оказать поддержку и помощь армии, духовно и нравственно влиял и поддерживал тех, кто остался и работал в тылу и тем самым внес посильный вклад в дело разгрома врага.
Шагжина Зоя Александровна,
кандидат исторических наук, доцент,
почетный работник высшего профессионального образования РФ,
заслуженный работник культуры Республики Бурятия