меню

110-летие со дня рождения Клавдии Ивановны Гомбоевой-Языковой — выдающейся оперной певицы, педагога, заслуженной артистки РСФСР

12.05.2025

В мае 2025 года Бурятский государственный академический театр оперы и балета имени народного артиста СССР Гомбо Цыдынжапова отмечает 110-летие со дня рождения Клавдии Ивановны Гомбоевой-Языковой — выдающейся оперной певицы, педагога, заслуженной артистки РСФСР. Её имя занимает особое место в истории бурятского музыкального театра, олицетворяя собой становление и расцвет национальной оперной сцены.

Клавдия Ивановна родилась в 1915 году в селе Додо-Анинск, которое позднее, с образованием Бурятской автономии, получило новое имя — Хоринск. Её музыкальный талант начал формироваться в домашней обстановке: в крестьянской семье Языковых музыка была частью повседневной жизни. Отец играл на скрипке, мать — на гитаре, дети тянулись к балалайке, мандолине, и гитаре. Такая естественная музыкальная среда стала питательной почвой для будущей артистки, чьё имя впоследствии будет звучать со сцены главного театра республики.

С 1927 по 1937 годы она училась в Хоринской школе крестьянской молодёжи, а после её окончания работала библиотекарем. Именно в этот период проявился её вокальный дар. Судьбоносным стало выступление в составе художественной самодеятельности, которое услышали композиторы Б. Ямпилов и В. Морошкин. В 1939 году они пригласили талантливую девушку в Улан-Удэ, где она поступила в театрально-музыкальное училище и начала выступать в Бурятской филармонии. Уже в следующем году Клавдия Языкова участвовала в Первой декаде бурятского искусства и литературы в Москве — событии, определившем будущее бурятской культуры в целом.

К тому времени она уже пела в хоре Бурятского музыкально-драматического театра, а вскоре заняла в нём ведущее положение как солистка. Именно с её появлением в 1940-е — 1950-е годы начинается формирование полноценной оперной труппы, которая впоследствии стала основой Бурятского театра оперы и балета. Годы Великой Отечественной войны Гомбоева-Языкова провела в составе концертных бригад, выступая в госпиталях Читы, Владивостока, Хабаровска, а День Победы встретила на Первом Дальневосточном фронте.

В 1946 году односельчане, колхозники колхоза им. Сталина, выдвинули её кандидатом в депутаты Совета национальностей. Это было свидетельством народного признания не только её таланта, но и гражданской позиции. Вскоре после этого она поступила в Московскую государственную консерваторию, где отучилась в 1946–1949 годах, овладев классическим европейским репертуаром.

Клавдия Гомбоева-Языкова стала первой исполнительницей партии Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского на бурятской сцене. Успешная постановка оперы П. Чайковского стало символом вхождения бурятской оперы в панораму русского музыкального театра.

Клавдия Ивановна с равной выразительностью исполняла партии как в классических оперных шедеврах, так и в произведениях бурятских композиторов. Её Арюн-Гоохон в «Энхэ-Булат баторе» М. Фролова, Булган в «Баире» П. Берлинского и Б. Ямпилова, Мэдэгмаша в «У подножья Саян» С. Ряузова — не просто роли, а сценические воплощения культуры своего народа.

Музыковеды и коллеги отмечали природное благородство её тембра, силу и мягкость звучания. Заслуженный деятель искусств России, профессор Олег Куницын писал о ней: «Голосу певицы — лирическому сопрано с большим диапазоном и свободно берущимися “верхами” — в равной степени были доступны и широкая кантилена, и колоратурные пассажи, и сложные речитативы… при всей звонкости голос певицы был лишён холодной “стеклянной” пронзительности». Её исполнение всегда отличалось безупречным музыкальным вкусом, точностью интонации, владением ритмом и стилем.

На сцене Бурятского театра оперы и балета Клавдия Ивановна исполнила более 30 партий. Среди них — Маргарита в «Фаусте», Чио-Чио-сан («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини), Иоланта («Иоланта» П. Чайковского), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе), Русалка («Русалка» А. Даргомыжского), Тамара («Демон» А. Рубинштейна) и многие другие. В 1965 году, завершив сценическую карьеру, она спела партию Маргариты в последний раз — достойное прощание с профессией, которой посвятила всю свою жизнь.

Но и после ухода со сцены она продолжала служить искусству. Почти два десятилетия преподавала сольное пение в Улан-Удэнском музыкальном училище имени П.И. Чайковского. Для своих учеников она оставалась живым примером — примером высочайшего мастерства, трудолюбия, интеллигентности и глубокой веры в музыку.

Сегодня, вспоминая Клавдию Ивановну Гомбоеву-Языкову, мы говорим не только о великой певице, но и о времени, когда формировалась национальная музыкальная школа, когда искусство становилось делом народным, общим. Она была голосом своей эпохи, и этот голос до сих пор звучит — в памяти театра, в сердцах зрителей, в судьбах её учеников.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookie-файлы. Ознакомиться с политикой обработки персональных данных.