меню

Бурятский государственный театр оперы и балета поздравляет народную артистку Бурятии Доржи-Ханду Галсанову с юбилеем!

21.04.2024

Наша героиня родилась в период, когда природа просыпается от зимней спячки, начинают дуть теплые ветра, пробиваются первые подснежники, а в небе летит первый клин священных лебедей…

Старшая дочь — помощница матери и гордость отца — успевала везде: хорошо учиться, помогать растить восьмерых братьев и сестер и устраивать домашние концерты. Это было обычное детство сельской девочки, но тогда и были заложены те качества личности, которые и определили дальнейшую её судьбу.

Но прежде была учеба в Иркутске на естественно-географическом факультете, практика в Карпатах и Монголии, на Байкале и в Саянах, познание тайн природы чередовалось с пением в художественной самодеятельности.

Далее — преподавание в Ульдургинской средней школе, снова уроки и походы, сбор гербариев и лабораторные занятия перемежались с пением. Казалось, жизненный путь определен… Но однажды, в село приехали с концертом профессиональные артисты. Среди них была народная артистка РСФСР Чимита Григорьевна Шанюшкина, которой и представили молодую сельскую певицу. Природный поставленный голос, чистый и красивый тембр сопрано позволили именитому мастеру убедить сельскую учительницу начать постигать науку вокального искусства.

Работа в ансамбле «Байкал», учеба в уральской консерватории под руководством знаменитой З. Щелоковой и начало работы в театре – годы вместившие радость постижения искусства вокала, и трудности создания художественно-сценического образа. Первая песня, романс, первая ария – путь из школьного класса на профессиональную сцену состоялся…

Доржи-Ханда (Лидия) Галсанова была одной из ведущих солисток театра. Природа одарила ее лирико-колоратурным сопрано, что позволило ей петь сложнейшие партии Виолетты в «Травиате», Джильды в «Риголетто» Верди, Розины в «Севильском цирюльнике» Россини, Фраскиты и Микаэлы в «Кармен» Бизе, Бриггиты в «Иоланте» Чайковского, Лиу в «Турандот» Пуччини, Кларо в «Порги и Бесс» Гершвина, Половчанки в «Князе Игоре» Бородина, Бьянки в «Укрощении строптивой» Шебалина, Арсены в «Цыганском бароне» Штрауса, Ага-Шавдал «Джангаре» Чонкушева, Наран-Гэрэл в «Утерянных судьбах» Нацагдоржа.

А юный зритель с большим восторгом встречал любимую певицу в образах Мухи-Цокотухи, Мальвины, Красной Шапочки, Принцессы, Феи, Иностранки. В общей сложности ею создано около сорока образов в различных операх русской и зарубежной классики. В течение ряда лет Доржи-Ханда Цыдыповна работала солисткой ансамбля народных инструментов при государственной телерадиокомпании. В ее репертуаре насчитывалось около ста песен русских, советских, бурятских, монгольских, эвенкийских и других зарубежных песен, которые давно полюбились широкому зрителю.

За годы работы в театре она побывала с гастролями и отдельными концертами почти во всех уголках родной Бурятии, многих городах России и стран СНГ. Ей аплодировали зрители Франции, Испании, Италии, Германии, Китая и Монголии.

Внутренняя доброта, порядочность, традиционное степное воспитание позволяют ей быть открытой для всех, она умеет помочь, дать нужный совет и разделить радость успеха коллег по сцене. Ее любят и уважают друзья и коллеги.

В этом году также юбилей ее служения театру – 45 лет. С начала 2000-х Доржи-Ханда Цыдыповна оставила сцену и продолжает по сей день служить театру в качестве ассистента режиссера.

Желаем нашей дорогой Доржи-Ханде Цыдыповне крепкого здоровья долгих лет жизни и благополучия во всем!

Доржи-Ханда Галсанова — «Тогтоогыш даа» (Муз. Вл. Дамбаев, сл. Г. Чимитов)
Доржи-Ханда Галсанова — Казахский вальс (муз. Л. Хамиди)