
«Главный человек в театре — это всё-таки зритель». «Мистер Икс» в Бурятском театре оперы и балета
5 марта на сцене Бурятского государственного академического театра оперы и балета состоится показ самой загадочной премьеры сезона — оперетты Имре Кальмана «Мистер Икс». Об истории создания знаменитой оперетты – в статье Динары Трегубовой.
Из Петербурга в Сибирь. Премьера оперетты И. Кальмана «Мистер Икс» в Бурятском театре оперы и балета (2023 год)
Особенности жанра
Слово «оперетта» переводится с итальянского как «маленькая опера». Она носит легкий, развлекательный характер, и не может быть трагедией. Чаще всего это комедийное произведение. Жанр оперетты близок к мюзиклу. Вокальное исполнение сочетается в ней с речевыми вставками.
Однако «не верьте, если вам скажут, что оперетта — лёгкий жанр. Это самый сложный жанр, потому что надо играть, как драматический актёр, петь, как оперный певец, танцевать, как артист балета», — говорит режиссер Алла Семак. Одним из самых известных авторов оперетт в мире стал Имре Кальман.

Имре Кальман и его оперетты
Мировую славу венгерскому композитору Имре Кальману (1882—1953) принесли именно его оперетты. «Солдат в отпуске» (1910), «Цыган-премьер» (1912), «Королева чардаша» (1915, более известная как «Сильва»), «Баядера» (1921), «Графиня Марица» (1924), «Фиалки Монмартра» (1930).
«В мире оперетты Имре Кальман — такая же значимая фигура, как в опере — Верди», — отмечает солистка оперы Билигма Ринчинова, исполнительница партии Теодоры. По мнению критиков, музыка Кальмана «стоит на прочном фундаменте народной песни и ярко выражает глубокие человеческие чувства, его мелодии просты, но вместе с тем оригинальны и поэтичны, а финалы оперетт по разработке, первоклассной технике и блестящей инструментовке — настоящие симфонические картины» (https://www.belcanto.ru/kalman.html).
Наряду с И. Штраусом и Ф. Легаром Имре Кальман является представителем так называемой венской оперетты. Им написано 20 произведений в этом жанре. Огромная популярность его оперетт объясняется прежде всего достоинствами музыки — ярко мелодичной, эффектной, блестяще оркестрованной. Сам композитор признавался, что на его творчество огромное влияние оказала музыка П. Чайковского и особенно оркестровое искусство русского мастера. Лучшие сочинения Кальмана до сих пор украшают репертуар многих музыкальных театров мира (И. Ветлицына).
Особое место среди самых известных и любимых произведений Имре Кальмана занимает «Принцесса цирка».

Как «Принцесса цирка» превратилась в «Мистера Икс»
Премьера «Принцессы цирка» состоялась в Австрии, в Венском театре «Ан дер Вин» 26 марта 1926 года.
Постановка оперетты в России имела особенности, связанные с последствиями революции и неправдоподобными обстоятельствами жизни в России, которых не замечала публика в Вене и которые бросались в глаза русской публике. Поэтому в русских вариантах либретто действие часто переносилось полностью в Вену либо в Париж, соответственно и действующие лица из русских великих князей и аристократов превращались в австрийцев или французов. Впрочем, первые переделки переносили действие в среду русских белоэмигрантов. Благодаря русским либреттистам появилось также название ресторана «Зелёный попугай».
Одной из первых была постановка в Московском театре оперетты в 1927 году, осуществленная при непосредственном участии режиссёра и выдающегося комического актёра Григория Ярона, исполнившего роль Пеликана. В советских постановках партию Мистера Икс, написанную для тенора, часто исполняли баритоны, для чего некоторые места партии были странспонированы (https://ru.wikipedia.org/).
После экранизации 1958 года, в которой роль Мистера Икс исполнил неповторимый Георг Отс, в российском музыкальном театре оперетта стала называться по имени главного героя.
В Санкт-Петербургском государственном театре музыкальной комедии премьера оперетты И. Кальмана «Мистер Икс» в постановке Александра Белинского, режиссёра и художественного руководителя театра с 1995 г. по 2002 г., состоялась 30 октября 1995 года. Спектакль имел огромный успех. Он был показан более пятисот раз и не сходил со сцены 27 лет. Последний его показ состоялся 30 июня 2022 г.
«Cнова туда, где море огней…»
На этот последний показ в качестве дирижера был приглашен художественный руководитель Бурятского театра оперы и балета Владимир Алексеевич Рылов, который дирижировал этим спектаклем в Муз Коме с 2008 года. Узнав о том, что популярнейший спектакль покидает сцену, Владимир Алексеевич решил вдохнуть в него новую жизнь на бурятской земле.
Переговоры, проведенные по вопросу передачи спектакля Бурятскому театру оперы и балета министром культуры Бурятии С.Б. Дагаевой, директором БГАТОиБ Д.А. Дылыковым и В.А. Рыловым с директором Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Ю.А. Шварцкопфом, прошли успешно.

После этого эксклюзивные оригинальные костюмы спектакля и часть декораций проделали долгий путь от культурной столицы России до старейшего театра в Сибири и на Дальнем Востоке и были переданы Бурятскому театру оперы и балета к премьере, которая состоялась 24 и 25 января. А с 13 по 22 января костюмы можно было увидеть на специальной выставке, организованной в ТРЦ «Forum» на улице Ленина.
На бурятской земле
«В один из первых дней моего появления в театре в качестве художественного руководителя, — рассказывает В.А. Рылов, — мы говорили с Даримой Лхасарановной Линховоин, художественным руководителем оперы, и она сказала: “Владимир Алексеевич, а поставьте нам оперетту”. Тогда я посмотрел на нее с сомнением: оперетта — это гораздо трудней, чем опера. Оперетты не шли здесь очень давно. Так случилось, что желание Даримы Лхасарановны неожиданно осуществилось. И судя по тому, как работает оркестр, как работают солисты, как работают наши юные артисты балета, ученики хореографического колледжа, — мы порадуем наших зрителей».
«Театр музыкальной комедии традиционно облегчает спектакли, делается много купюр, — продолжает Владимир Алексеевич. — Конечно, и в нашем случае далеко не весь музыкальный материал вошел в постановку, но основные драгоценности, которые заложены в этой партитуре, к счастью, сохранились. И в исполнении нашего мощного оркестра, нашего хора, наших солистов-вокалистов, среди которых появляются и новые, незнакомые публике имена, а отчасти и сюрпризы, когда певец, известный публике по другим жанрам, исполняет заглавную партию, наш «Мистер Икс» приобретает совершенно оригинальное звучание. Думаю, что для публики это открытие».

«Мы делаем всё, чтобы дать зрителю качественный продукт, — обещает исполнитель партии Мистера Икс Эдуард Жагбаев, — потому что главный человек в театре — это всё-таки зритель, и без него наша деятельность лишена смысла. Мы служим зрителю».
Премьерные показы спектакля прошли 24 и 25 января 2023 года с огромным успехом. 5 марта для зрителей вновь споют Билигма Ринчинова и Эдуард Жагбаев, Дина Санданова и Чингис Иванов, Оксана Хингеева и Галсан Ванданов, Максим Санкиров, Евгений Островский и другие артисты. Шоу должно продолжаться.
Автор: Динара Трегубова, старший научный сотрудник ИНИОН РАН
_____________________________________________
Справочная информация:
Мистер Икс
Оперетта в двух действиях
Композитор — Имре Кальман
Либретто Юлиуса Браммера и Альфреда Грюнвальда
Русский текст Александра Прейса и Николая Янета
Стихи Александра Прейса и Ольги Фадеевой
Продолжительность спектакля: 2 часа 30 минут
Возрастной ценз: 12+
Художественно-постановочная группа:
Музыкальный руководитель и дирижер — Владимир Рылов
Режиссер-постановщик — Алла Семак
Главный хормейстер — Валерий Волчанецкий
Ассистент режиссера — Дина Орлова
Хормейстеры — Евгения Сулейманова, Майдар Дамбаев
Балетмейстер — Александр Курбатов
Художник по костюмам — Татьяна Тышкенова
Художники по свету — Владимир Цыбиктаров, Алексей Амбаев
Звукорежиссер — Марина Иванова
Ответственный концертмейстер — Виктория Винс