
Лариса Барыкина: «Национальные традиции и фольклор — это основа самоидентификации человека»
Сегодня в двухцветном фойе Бурятского театра оперы и балета известный музыкальный и театральный критик Лариса Барыкина прочитала лекцию «Современный музыкальный театр: что происходит?»
«Искусство не может быть одинаковым в разных местах, — рассуждает о феномене национальной оперы критик Лариса Барыкина, — потому что в каждом краю свои традиции, своя ментальность, свое отношение к главным философским проблемам жизни. И, например, в Краснодаре или в Улан-Удэ нельзя ждать такого театра, который существует в столице. Это не плохо и не хорошо. Это данность. Потому что люди живут в определенном ментальном пространстве. С другой стороны, я считаю, что национальные традиции и фольклор, которым я много занималась в училище и в консерватории, — это основа самоидентификации человека. Это очень важно, потому что вся современная жизнь ведет к нивелировке, к стиранию всевозможных граней. А всё, что связано с традицией, ведет к индивидуализации сознания, к ощущению себя частью истории. Это великое дело».
Лариса Барыкина приглашена как член жюри на финальный показ Конкурса на создание национальной оперы, который состоится 31 октября.
Из восьми композиторов, прошедших этап либретто, авторитетное жюри единогласно выбрало следующую тройку:
- Демидова Елена Петровна, опера «Эреэхэн» (либретто Дондоков Б.Б.), г.Новосибирск
- Дондоков Баир Бато-Дугарович, опера «Эреэхэн» (либретто Дондоков Б.Б.), г.Москва
- Нестерова Светлана Владимировна, опера «Сказка о крыльях» (либретто Куприянова В.М.), г.Санкт-Петербург
С победителем будет заключен контракт на создание бурятской национальной оперы, которую представят зрителю в 2023 году к 100-летию Бурятии на сцене Бурятского театра оперы и балета.
На вопрос о профессиональном уровне конкурсантов критик ответила: «Трое финалистов, которых мы выбрали — это супер уровень. Посмотрим, как это всё будет звучать вживую. Главное, они очень разные. У меня такое ощущение, что выбор будет очень сложным. Потому что у каждой оперы есть свои сильные стороны. Что предпочесть? Но уровень будет высокий. Это я могу вам гарантировать».
Конкурс проводится впервые и организован с целью возрождения традиции формирования бурятского национального театрального репертуара, основанного на событиях из истории бурятского народа, бурятском фольклоре (сказка, легенда, эпос), а также биографиях выдающихся исторических личностей.
Среди членов жюри:
1. Григорий Овшиевич Корчмар, председатель жюри — российский композитор и пианист, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Российского педагогического института им. А. И. Герцена, художественный директор международного фестиваля «Петербургская музыкальная весна», председатель правления Санкт-Петербургского Союза композиторов (с 2006 года).
2. Георгий Георгиевич Исаакян, член жюри — российский театральный режиссёр. художественный руководитель, главный режиссёр Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н. И. Сац., президент Ассоциации Музыкальных Театров (с 2014 г.). Инициатор и руковдитель ежегодного Всероссийского фестиваля музыкальных театров «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» и премии «ЛЕГЕНДА».
3. Лариса Владимировна Барыкина, член жюри – музыкальный и театральный критик, арт-директор Международного фестиваля «НА ГРАНИ». Член экспертных советов и жюри Национальной театральной премии «Золотая Маска». Член Правления и председатель секции критики Свердловского отделения СТД, член бюро правления СО Союза композиторов РФ. Руководитель Школы театральной критики при СО СТД.
4. Рылов Владимир Алексеевич, член жюри – художественный руководитель Бурятского государственного академического театра оперы и балета, народный артист Республики Бурятия, Лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки.
5. Георгий Владимирович Албегов, член жюри — главный дирижер Бурятского государственного академического театра оперы и балета, выпускник Санкт-Петербургской консерватории.