
Столичные критики: «Бурятский «Бал-маскарад» спет превосходно, и оттого это – настоящая опера»
Видеть музыку? Слышать оперу!
Бурятский театр оперы и балета имени Г.Ц. Цыдынжапова показал в Москве «Бал-маскарад»
Представляем вашему вниманию рецензию столичного оперного обозревателя Александра Матусевича
Гастрольный спектакль состоялся на сцене Детского музыкального театра имени Наталии Сац в рамках проходящего в Москве Второго фестиваля Ассоциации музыкальных театров России «Видеть музыку». В прошлом году на предыдущий фестиваль бурятский коллектив привозил в Москву «Тоску», и это был первый приезд театра в столицу за многие годы. В этот раз на суд просвещенной публики и критики решили вынести совсем свежую работу (апреля этого года) – вердиевский «Бал-маскарад», оперу столь же прекрасную, как и шедевр Пуччини, но музыку гораздо более тонкую.
«Если опера хорошо спета, все остальное – дело десятое»: это распространенное меломанское мнение уместно вспомнить в связи со спектаклем из Улан-Удэ. Не сказать, чтобы у него нет никаких других достоинств, кроме впечатляющего вокала, но, как ни крути, это здесь – главное, и оно сразу расставляет все по своим местам. Потому что опера – это прежде всего пение, прежде всего вокальный театр, сочетание и противопоставление голосов, тембров, звучаний: если этого нет, то всему остальному – грош цена, никакие ухищрения режиссуры и сценографии не способны заменить сущностных компонентов жанра.
Пальму первенства в спектакле из Улан-Удэ по праву нужно отдать победителю последнего конкурса имени Чайковского, монгольскому баритону Ариунбаатару Ганбаатару (Анкарстрём/Ренато): мощный, яркий, тембрально богатый, настоящий драматический голос, ровный по всему диапазону, уверенный на самых его краях, всегда округлый, с благородной кантиленой, выразительный и захватывающий. Немножко многовато страсти, экспрессии почти в веристском стиле: в вердиевской музыке, пусть и зрелого периода, все-таки хотелось бы больше изящества и меньше натурализма. Но это во многом идет от режиссерского решения образа, от концепции спектакля. Что же касается самого вокалиста, то его природные данные и уровень владения голосом пленили с первого звука, с первого ариозо («Облеченный свыше властью»), которое, кстати, было спето более академично, нежели знаменитая ария мести («Ты разбил сердце мне»), вызвавшая восторг публики своей экспрессией, но и оказавшаяся гораздо дальше от вердиевского стандарта. Однако проблемы стиля и образа – вещь важная, но наживная, а то, чем уже владеет монгольский певец, – чистое золото без всяких оговорок.
Не менее удачен и бурятский тенор Михаил Пирогов (Густав/Ричард) с голосом красивым, полетным, пластичным. Кажется, его потенциал еще далеко не раскрыт: звук может быть круглее и объемнее, обертоновая палитра насыщеннее, но уже сейчас его данными и мастерством можно восхититься. Пение Пирогова приносит радость слушателям – выразительностью, искренностью, благородством: настоящий тенор в любом оперном спектакле – это всегда праздник.
Монгольское сопрано Батчимэг Самбуугийн понравилась и как вокалистка, и как актриса. Ее холодноватое лирико-спинто волнует, расцветающий на форте тембр, инструментально выпеваемые пассажи говорят о недюжинном мастерстве. Изящная, проворная в движении, словно лань, ее Амелия предстает созданием юным и поэтичным – получается не клишированный образ, ведь не секрет, что драматическую партию «матери семейства» охотно поют весьма опытные певицы, а здесь зритель встречается с существом трепетным, вызывающим симпатии и сострадание.
Насыщенное меццо Ольги Жигмитовой убедительно в партии колдуньи Ульрики. Есть шероховатости в регистровке, не всегда удачны переходные ноты, но в целом впечатление позитивное: зловещий образ властной, но честной ворожеи оказывается также весьма привлекательным и актерски, и певчески.
Стоит отметить хорошую ансамблевую культуру всех певцов, убедительный итальянский язык, а также то, что небольшие партии также спеты очень качественно, например, оба заговорщика – Эдуард Жагбаев (граф Риббинг) и Батэрдэнэ Доржцэдэн (граф Горн) – выше всяких похвал. Чуть слабее впечатление от хора (хормейстеры Валерий Волчанецкий и Александр Саможапов), которому порой не хватает и точности, и слитности, и мощи звучания.
[ngg_images source=»galleries» container_ids=»114″ exclusions=»1957,1958,1959,1960,1961,1962,1963,1964,1965,1966,1967,1968,1969,1970,1971,1972,1973,1974,1975,1976,1977,1978,1979,1980,1981,1982,1983,1985,1986,1988,1989,1990,1991,1992,1993,1994,1995,1996,1997,1998,1999,2000,2001,2002,2003,2004,2005,2006,2007,2008,2009,2010,2011,2012,2013,2014,2015,2016,2017,2018,2020″ display_type=»photocrati-nextgen_basic_thumbnails» override_thumbnail_settings=»0″ thumbnail_width=»240″ thumbnail_height=»160″ thumbnail_crop=»1″ images_per_page=»18″ number_of_columns=»0″ ajax_pagination=»1″ show_all_in_lightbox=»0″ use_imagebrowser_effect=»0″ show_slideshow_link=»0″ slideshow_link_text=»[Показать слайдшоу]» order_by=»sortorder» order_direction=»ASC» returns=»included» maximum_entity_count=»500″]Оркестровое сопровождение на фоне вокального благополучия выглядит корректным, но гораздо более скромным. Впрочем, основная задача – ладного аккомпанемента и выгодной подачи вокалистов – инструментальным коллективом и маэстро Виталием Шевелевым выполняется в целом удачно. Но зрелая партитура Верди – это не только приятное уху сопровождение певцов, у оркестра тут немало собственных выразительных задач, поэтому определенно в этом направлении есть еще куда расти.