Юрий Лаптев: «Работать с оперой «Бал-маскарад» — большая ответственность и большое счастье»

Режиссер-постановщик оперы «Бал-маскарад» (Дж. Верди), художественный руководитель Бурятского театра оперы и балета Юрий Лаптев, прилетевший на этой неделе из Санкт-Петербурга, рассказал о рабочем процессе и предстоящей премьере.

— Я всегда приезжаю в Улан-Удэ в предвкушении хорошего творческого результата, — отметил Лаптев. — Обожаю погружение в мир бурятского театра. Мне нравится театральная атмосфера, которая здесь все еще сохраняет свою аутентичность. Театр оперы и балета не превратился в фабрику, где каждые пять минут выпекается какой-то продукт — и подчас многие не задумываются о его съедобности. Здесь есть время и возможность нормально поработать и подумать.

— Как проходят первые дни репетиций?

— Они традиционно самые тяжелые. Хотя бы из-за разницы во времени — на меня это действует очень сильно. Когда я прилетаю и сразу иду на репетиции, организм противится этому всячески. Но приходится превозмогать. На второй день уже легче.

Что касается самих репетиций, то это как новая одежда: мы начинаем примерять на себя новые персонажи, новые характеры. Наша задача — воплотить музыкальный материал в действие. Для этого каждому нужно пропустить это через свою психику, энергетику. Мы вылепляем объемный образ — не только музыкальный, но уже и сценический. Постепенно становится легче, потому что артисты все больше понимают логику поступка своих персонажей. Репетиции проходят нормально. Очень приятно, что труппа готова к ним.

— Что для вас значит «Бал-маскарад»?

— Одна из самых любимых опер Верди. Это прекрасная музыка, содержащая в себе огромное количество информации. Ее необходимо извлечь и облечь в сценическое действие. Работать с таким материалом — большая ответственность и большое счастье.

«Бал-маскарад», как и каждое великое произведение, затрагивает тему, которая будет интересовать всегда и существовать, пока существует человечество. Суть этой оперы заключается в следующем: человек, который теряет веру в своего ближнего, в родного человека, веру своему другу, супруге, обрекает себя на порождение сомнений — монстров, которые растут в нем и искажают впечатления от всего мира. Он начинает совершать поступки, приводящие к роковым последствиям. Выбрав диалог, он бы, наверное, мог лучше разобраться в ситуации и не сделать того, что толкает в бездну и его самого. Посмотрите, сколько сейчас вокруг нас чудовищных конфликтов, которые возникают из-за того, что между людьми и народами появляется тень сомнения. И это не разрешается диалогом, дискуссией, встречами, где можно что-то разъяснить, сославшись на многолетнюю историю. Все сразу перерастает в оскорбления и вооруженные конфликты. Это всегда катастрофа, всегда трагедия. Вот о чем этот спектакль. Уходя от глобальной постановки этого вопроса, предположу, что зритель, который придет и послушает эту оперу, может сделать выводы и избежать фатальных последствий в своей жизни.

Ссылки по теме:

Активная подготовка к премьере «Бала-маскарад» началась еще в феврале. Все это время шли уроки с концертмейстерами, которые учили партии с каждым певцом. Кроме того, солисты на отдельных занятиях отрабатывали итальянское произношение с коучем. В прошлом месяце репетиции проходили под руководством приглашенного дирижера-постановщика оперы Леонида Корчмара (Мариинский театр).

Добавить комментарий