Ушёл из жизни замечательный дирижёр Сотников Александр Павлович…

Коллектив Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова скорбит вместе с родными и близкими дирижёра

В репертуаре Александра Сотникова было свыше 60 балетов и опер, в том числе «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П. Чайковского, «Раймонда» А. Глазунова, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Жизель» и «Корсар» А. Адана, «Баядерка», «Пахита» и «Дон Кихот» Л. Минкуса и многие другие.

Начиная с 1965 г. карьера Сотникова А. была связана с ведущими оперными и балетными коллективами России, среди которых Большой театр, Государственный академический ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева, Пермский государственный академический театр оперы и балета имени П. И.Чайковского, Одесский государственный академический театр оперы и балета.

В течение нескольких сезонов являлся музыкальным руководителем оркестра Датского Королевского балета. В качестве приглашённого дирижёра А. Сотников сотрудничал с Национальной балетом Португалии, Токийским балетом, Асами Маки балетом (Япония), балетной труппой Национальной оперы Венгрии, Тбилисским государственным академическим театром оперы и балета имени Захария Палиашвили и другими труппами.

Именно в качестве приглашённого дирижёра новой постановки балета «Баядерка» Л. Минкуса началось сотрудничество А. Сотникова с Бурятским государственным академическим театром оперы и балета им. народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова. Потом – премьера балета «Пер Гюнт» Э. Грига, балеты текущего репертуара, концерты…

 

Морихиро ИВАТА, художественный руководитель БГАТОиБ

Ушёл из жизни Александр Павлович Сотников…

Нет слов, чтобы передать мои чувства. Александр Павлович был Профессионалом с большой буквы, человеком, у которого можно было поучиться всему: и музыке, и балету, и чести, и достоинству…

Я знал его по работе в Большом театре. Под руководством А. Сотникова оркестр становился живым организмом, чутким, эмоциональным, готовым следовать за его дирижёрской палочкой. Он был очень требовательным дирижёром, но при этом требовал самоотдачи не только от подчинённых, но и, в первую очередь, от себя самого. Был предельно честным, прямым, бескомпромиссным человеком.

Театральный мир понёс очень большую потерю в его лице. Я всегда буду помнить заветы и слова Александра Павловича, буду стараться продолжать его дело и вкладывать весь свой талант, душу и сердце в театральное искусство!

 

Баярма ЦЫБИКОВА, заслуженная артистка Республики Бурятия, лауреат Государственной премии Республики Бурятия

Приглашение А. Сотникова в качестве дирижера на постановку балета «Баядерка» для нас – артистов балета – было знаковым событием. Его талант, профессионализм, колоссальный опыт, знание балетной специфики помогли нам, артистам, как можно лучше представить свои роли, партии. Это было незабываемо! Мы танцевали и не переживали за темпы, слушали и слышали музыку. Мы искренне передавали всю палитру эмоций, нюансов, заложенную композитором Л. Минкусом и чутко интерпретированную дирижёром. Александр Павлович, наполняя музыку дыханием и жизнью, уверенно «вел за собой». Не менее яркие воспоминания остались и о работе над балетом «Дон Кихот» Л. Минкуса. Для меня это высокая честь и большое везение, что партии главных героинь – Никия, Гамзатти и Китри – я подготовила и станцевала с А. Сотниковым.

Артисты балета будут помнить большого Мастера Александра Павловича Сотникова, великого труженика, человека с большим сердцем с благодарностью за каждый его спектакль, подарившим артистам балета и зрителям счастье и волшебство прикосновения к классическому балету, возвышающему человеческие души.

 

Михаил ОВЧАРОВ, артист балета БГАТОиБ

Александр Павлович Сотников был очень приятным и интересным человеком. Если говорить о нём как о дирижёре, то это профессионал высокого уровня.

Вспоминаю, как меня удивляло его знание балетной терминологии, интерес и, своего рода, «жажда информации». Александр Павлович всё время интересовался то историей Бурятского театра, то исполнителями.

Мне удалось станцевать под его музыкальным руководством такие балеты как «Дон Кихот», «Баядерка», «Пер Гюнт». Чистота исполнения музыки оркестром, удобные темпы и пристальным взгляд маэстро на каждый жест объединяли в одно целое музыку и танец, эмоции и движения. Это вдохновляло расти в профессиональном плане, от спектакля к спектаклю все больше и больше. И наш творческий союз особенно раскрылся в спектакле «Пер Гюнт», когда несколько месяцев подряд, неделю за неделей мы давали этот балет на радость зрителям. Великолепная музыка Эдварда Грига и неоклассическая хореография Вадима Писарева полюбилась как взрослым, так и детям.

От всего сердца хочу сказать, что новость об уходе из жизни Александра Павловича повергла меня в шок. Знаю, что все мои коллеги, кому посчастливилось поработать с этим большим мастером, скорбят вместе со всеми, кто его знал.

Пусть земля ему будет пухом!

 

Дарья СТАНИШЕВСКАЯ, заслуженная артистка Республики Бурятия

Александр Павлович Сотников был потрясающим балетным дирижёром. Именно БАЛЕТНЫМ, поскольку феноменально знал всю балетную специфику, каждое «pas», начало-зарождение и сам процесс. Он никогда не дирижировал «под ногу» балетных. Тем не менее, Александр Павлович настолько тонко чувствовал каждого танцора и он, как правило, вёл оркестровую партию таким образом, что танцующему не только было легко исполнять свою партию, но и у артиста балета присутствовало ощущение, что играют именно «под него». А. Сотников имел колоссальный опыт работы во многих театрах, со многими оркестрами, работал с такими великими балеринами, как М. Плисецкая, К. Максимова и многими другими.

Когда я к нему обратилась с идеей продирижировать мой концерт, он сразу согласился. Ему это было интересно, но при этом, что он честно сказал, что одно из произведений совершенно не знает. К работе отнёсся очень ответственно. Мы с ним встречались практически каждый день и занимались. Он хотел дирижировать так, чтобы, во-первых, ни я, как солист, ни оркестр, сидящий вдалеке от солиста, не чувствовали дискомфорт. Во-вторых, чтобы сохранился необходимый акустический баланс. И у нас получилось!!!

Артистам оркестра Александр Павлович запомнился как человек невероятной культуры, высокообразованный, бесконечно светлый человек, потрясающий аристократ как в музыке, так и в жизни. О таких говорят: «белая кость – голубая кровь»…

В личных беседах А. Сотников говорил, что очень полюбил Бурятию, природу, жителей…

Для большинства наших, кто с ним работал, невосполнимая утрата…

 

Коллектив Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова скорбит вместе с родными и близкими дирижёра — Александра Павловича Сотникова.

Приносим искренние соболезнования всем, кто его знал и любил.

Добавить комментарий