Театр оперы и балета
Бурятский государственный академический
театр оперы и балета
им.н.а.СССР Г.Ц.Цыдынжапова
  1. Главная
  2. Репертуар
  3. Оперные спектакли
  4. «Тоска» опера в 3-х действиях

«Тоска» опера в 3-х действиях



Авторство: Джакомо Пуччини

Возрастной ценз: 12+

О спектакле

Либретто Л.Иллики и Дж.Джакозы

 Дирижер-постановщик – Л.О. Корчмар/ Мариинский театр

Режиссер-постановщик – Ю.К. Лаптев/ Мариинский театр

Художник-постановщик – Н. Сыздыкова/ Хабаровский театр

С.В. Спевякин/ Донецкий театр

Ответственный концертмейстер – Д.Л. Линховоин

Концертмейстеры – Е. Березовская, С. Манжигеев, Н. Селиванова

Руководитель творческого проекта – А.В. Цыбикдоржиева

Премьера – 2 и 3 апреля 2015 г.

Продолжительность спектакля 2 часа 40 минут

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Мысль о «Тоске» впервые появилась у композитора в 1889 г. Тогда он просил у издателя Рикорди, занимавшегося его делами, поговорить с французским драматургом В. Сарду (1831-1908) о разрешении использовать его драму в качестве основы либретто. Но Рикорди не отозвался на просьбу Пуччини: по-видимому, он считал, что знаменитый писатель не пожелает иметь дело с начинающим автором. В 1895 году Пуччини, наконец, увидел пьесу на сцене. Это было во время гастролей во Флоренции знаменитой французской трагической актрисы Сары Бернар, для которой тоска и была написана. Желание создать оперу на этот сюжет охватило композитора с новой силой. Его увлечённость не была случайной. Каждому итальянскому художнику во время борьбы за освобождение его родины от иностранных угнетателей было особенно дорого. Дед Пуччини Доменико, республиканец, живший в годы наполеоновских войн, трагически погиб в период реакционного переворота в 1815 г., и композитор вполне мог представить его на месте героев «Тоски».

Пуччини неизменно вдохновляла возможность соперничества, соревнования. В «Манон Леско» он шёл по стопам Массне, при создании «Богемы» столкнулся с Леонкавалло, над оперой «Тоска», либретто которой писал Л. Иллика (1859-1919), уже начал работать А. Франкетти. По настоянию композитора Рикорди расторг договор с Франкетти и заключил его с Пуччини, передав ему права на либретто Иллики. К 1896 году к сотрудничеству был привлечён Дж. Джакоза (1847-1906). К тому времени первоначальные намётки либретто вызвали горячее одобрение Верди, которого особенно взволновал текст предсмертной арии Каварадосси. Весной 1899 г. Пуччини в Париже встретился с Сарду и получил согласие на использование драмы. Годом позднее состоялась ещё одна встреча композитора с драматургом, на которой были согласованы все изменения внесенные в пьесу.

В основе «Тоски» — события, развернувшиеся в Риме вскоре после победы Наполеона в битве при Маренго – победы совершенно неожиданной, одержанной тогда, когда в Италии уже праздновали его поражение. Сарду вывел на сцену подлинных исторических лиц, использовал множество подробностей, предельно конкретизировал обстановку действия, которое происходит на протяжении суток – с утра 17 до рассвета 18 июня 1800г. Такая трактовка давала благодарный материал для традиционной исторической оперы, которую и собирался писать Франкетти. Но Пуччини стремился к другому. По его настойчивым требованиям все второстепенные детали были убраны, сюжет предельно упрощён. Из 5 действий остались только 3, в которых сосредоточены завязка, кульминация и развязка трагедии. События развиваются подобно отпущенной пружине. Основных действующих лиц, по существу, три. Изменён характер героини. У Сарду это типичная шикарная дива, к тому же считающая грехом свою любовь к художнику-вольнодумцу. У Пуччини Флория – большая артистка, верная дочь своей страдающей родины.

Премьера «Тоски» состоялась 14 января 1900 г. в Риме и прошла довольно успешно, хотя реакция публики не была однозначной. Критика тоже высказала разноречивые суждения. Лишь после нескольких спектаклей успех начал нарастать.

На сцене Бурятского театра оперы и балета опера «Тоска» впервые была поставлена режиссером Е. Кончевским в 1950 г. Зрители отметили и оценили актерские работы О. Орловой, Г. Бенеманской (Тоска), Н. Садовского, Тузинова (Каварадосси), А. Колобова, А. Седова (Скарпья). Позднее, опера возобновлялась в 1952, 1960, 1964, 1981 гг.

Содержание

Действие происходит в Риме в июне 1800 года.

Действие первое

«Церковь Сант-Андреа делла Валле»

Политический заключённый Чезаре Анджелотти, бежавший из тюрьмы, входит в церковь, в капеллу своей сестры маркизы Аттаванти. Затем появляется художник Марио Каварадосси и снимает покрывало с картины, над которой он работает. Ризничий узнаёт в образе Марии Магдалины черты недавно молившейся в церкви незнакомки. Он возмущён этим сходством. Каварадосси сравнивает картину с миниатюрой, изображающей его возлюбленную, Флорию Тоску, и размышляет об искусстве и красоте («Recondita armonia»; «Свой лик меняет вечно»).

Когда ризничий уходит, Анджелотти пытается незаметно выйти из капеллы, думая, что церковь пуста. Увидев Каварадосси, он узнаёт своего друга и рассказывает ему о побеге. Художник отдаёт беглецу корзинку с едой и прячет внутри капеллы, так как в церковь входит Тоска, знаменитая певица. Донёсшийся до неё шёпот вызывает её ревность. Она зовёт Каварадосси сегодня вечером в их убежище, уединённый домик («Non la sospiri la nostra, casetta»; «Наш домик маленький»). Тоска уже собирается уходить, как вдруг замечает картину и узнаёт в образе Магдалины маркизу Аттаванти. Каварадосси удаётся успокоить её.

После её ухода Анджелотти переодевается в женскую одежду, приготовленную для него сестрой. Раздаётся пушечный залп, возвещающий о побеге узника, и Каварадосси решает проводить друга в их с Тоской домик и спрятать в потайной нише колодца (дуэт «E buona la mia Tosca»; «Добра душою Тоска»). Едва они уходят, как церковь наполняется клириками, служками, певчими: по случаю победы над Наполеоном готовится торжественное богослужение.

В церковь входят также начальник полиции Скарпья и его шпионы. Они обнаруживают в капелле Аттаванти веер с гербом маркизы и корзинку из-под еды. Теперь хитрому начальнику всё ясно. Он использует ревнивый характер Тоски: показывает ей веер, и та устремляется на загородную виллу маркизы, думая найти там изменника Марио. Скарпья посылает Сполетту следить за ней и уже предвкушает двойную победу: одну над Каварадосси и Анджелотти и другую над Тоской, к которой он пылает страстью. Между тем звучит Te Deum, и барон заставляет себя погрузиться в благочестивые раздумья («Va’Tosca! Nel tuo cuor s’annida Scarpia»; «Ну, Тоска, в грудь твою я влил отраву»).

 Действие второе

«Дворец Фарнезе»

Скарпья посылает записку Тоске, чтобы она явилась, если любит Марио: он схвачен в домике. Начальник полиции допрашивает художника. Когда входит Тоска, Каварадосси успевает предупредить её, чтобы она не выдавала Анджелотти. Каварадосси уводят в соседнюю комнату на пытку. Его крики заставляют Тоску назвать место, где скрывается беглец. Марио проклинает её. В этот момент приходит весть о победе Наполеона. Каварадосси с вызовом обращается к Скарпье, прославляет свободу, республику («Vittoria! Vittoria! L’alba vindice appar»; «Победа, победа! Гимн свободы, звучи!»). Его уводят.

Скарпья предлагает Тоске отдаться ему, в таком случае Марио будет спасён («Gia. Mi dicon venal»; «Да, я деньги люблю»). Если же нет, его немедленно расcтреляют. Тоска в смятении («Vissi d’arte, vissi d’amore»; «Только пела, только любила»). Наконец она соглашается, но требует сейчас же освободить Каварадосси. Скарпья обещает, что его расстрел будет произведён холостыми патронами, в присутствии Тоски он вручает приказ Сполетте. Тоска требует также пропуск для себя и Марио. Пока Скарпья пишет, она замечает на столе кинжал и решает убить барона, как только он к ней приблизится. Удар кинжалом сваливает его с ног. Когда барон умирает, Тоска берёт у него из рук пропуск, кладёт ему на грудь распятие и удаляется.

 Действие третье:

«Площадь тюрьмы Сант-Анджело»

Светает. Раздаётся звон утренних колоколов. Слышится песня пастуха. Группа солдат ведёт Каварадосси на площадку тюремной башни, где через час он должен быть расстрелян. Художник просит передать письмо Тоске и, начавписать, погружается в воспоминания о прошлом («E lucevan le stelle»; «В небе звёзды горели»). Неожиданно появляется Тоска: она показывает Каварадосси пропуск и рассказывает об убийстве Скарпьи. Марио целует ей руки («O dolci mani mansuete e pure»; «О эти руки, ласковые руки»). Оба мечтают о близком счастье (дуэт «Amaro sol per te m’era il morto»; «Со мною ты — и солнца мне не надо»). Наступает время казни. Марио падает под выстрелами. Тоска, подбежав, хочет помочь ему встать: кровь открывает ей страшную правду. Слышатся голоса: убийство Скарпьи раскрыто, и полицейские идут арестовать Тоску. Но она поднимается на парапет и бросается вниз.