Театр оперы и балета
Бурятский государственный академический
театр оперы и балета
им.н.а.СССР Г.Ц.Цыдынжапова
  1. Главная
  2. Репертуар
  3. Балетные спектакли
  4. Пер Гюнт / балет в 2-х действиях

Пер Гюнт / балет в 2-х действиях



Авторство: Э. Григ

Возрастной ценз: 12+

О спектакле

Балет в 2-х действиях по драме Генрика Ибсена

Хореография: Вадим Писарев (г. Донецк)

Дирижер-постановщик: Александр Сотников (г. Москва)

Художник-постановщик: Сергей Спевякин (г. Донецк)

Координатор проекта: Отан Асылкожаев (г. Москва)

Либретто: Юрий Станишевский (г. Донецк)

Репетиторы-педагоги: Бакалин Васильев, Татьяна Муруева, Лариса Башинова, Баярто Дамбаев

Содержание

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Свадьба Ингрид и Маса Мона. Мас Мон просит невесту станцевать, чтобы все присутствующие увидели, как она красива. Ингрид приглашает на танец лучших кавалеров. Продолжает веселье народная игра, в которой участники показывают ловкость и силу. Появляется незваный гость — Пер Гюнт. Его танец как — будто говорит: «Смотрите, какой я ловкий и отчаянный».

Своей удалью Пер очаровывает всех девушек. Соперничая с юношами, он уводит невесту, кружась с ней в танце. Ингрид забывает и о женихе, и о свадьбе. Словно ясный лучик, появляется среди гостей Сольвейг. Девушка пробуждает в Пере самые нежнейшие чувства. Забыв Ингрид, Пер танцует с Сольвейг. Девушку пугает разудалый характер Пера, но в ее душе уже зародилось чувство первой любви, которое она пронесет через всю жизнь. Ингрид пытается возвратить Пера. Возмущенные гости осуждают его за необузданный нрав и изгоняют из своего общества. Он становится отверженным.

Пер Гюнт погружается в свои мечты. Он в горах на скалистой тропе. Появляются три пастушки. Соблазнив Пера, насладившись его безудержной чувственностью, пастушки отвергают его. Появляется женщина в зеленом — дочь Доврского короля. Очарованная Пером, она своим танцем увлекает его в Рондские скалы.

В подземелье, в тронном зале Доврского короля безумствуют придворные тролли. Дочь короля знакомит отца с Пером Гюнтом, которого хочет женить на себе. Юноша не желает оставаться в подземелье. Ему напоминают, что человеку, попавшему в подземное царство троллей, нет пути назад. Закружилась пляска смерти. Слышится песня Сольвейг, которая останавливает троллей. Темные силы развеиваются. Своей любовью Сольвейг возвращает Пера в реальную жизнь, к людям.

Осе, мать Пера Гюнта, чувствует приближение смерти. Ее танец — мольба увидеть в последний раз любимого сына. Появляется Пер. Он бережно берет ее на руки, обнимает. Осе покидает этот мир. К потрясенному Пер Гюнту возвращаются тени прошлого — брошенная Ингрид, обманутые Мас Мон, Доврский король, его дочь.

Напоминания о предательствах, которые он совершил, по отношению к любящей Сольвейг страшат его.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Побывав в разных странах и разбогатев нечестными путями, Пер Гюнт оказался на побережье Северной Африки. Его окружают циничные попутчики — дельцы, искатели удачи, роскоши и власти. Спутники Пера, улучив момент, грабят его и скрываются. Скитаясь по пустыне, Пер находит богатые одеяния и драгоценности. Надев их, он встречает племя бедуинов, которые принимают его за великого пророка. В нем просыпается убежденность собственной неповторимости.

Вдруг перед глазами Пера возникают родные пейзажи, его охватывает тоска по родине. Видение рассеивается. Внезапно появляется Анитра, навевая ему сладостные грезы. Перу кажется, что он искал именно ее. Опять ему видится Сольвейг, но видение скоро исчезает. Доврский король снова появляется перед ним, теперь уже в облике профессора, напоминая ему принцип троллей: упивайся самим собой! Профессор увлекает Пера во дворец, где и подобает быть истинному Властелину.

Обещанный дворец оказывается домом умалишенных, а профессор его директором, которому нужен новый пациент. Лживый пророк прекрасно подходит на эту роль и вокруг него начинается буйная пляска то ли сумасшедших, то ли принявших их личину троллей. Перед ним открывается картина безумия одних и страдания других. Тяжкие сомнения одолевают Пера Гюнта. Где же слава, богатство, превосходство над другими, к чему он так стремился? Итог его блужданий — прекрасный дворец, куда он так легко дал себя увлечь, — оказался сумасшедшим домом. В его сознании, как это бывает перед смертью, проносится вся жизнь. Промелькнули Ингрид и ее жених, женщина в зеленом, лукавый Доврский король, видится облик Анитры — красавицы из мечты. Во мраке безумия появляется светлый образ Осе. Однако Доврскому королю, который сбросил облик профессора, удается погасить этот луч света в душе Пера. Но призыв Осе услышала Сольвейг и сила ее любви, преодолев тысячи километров, спасает Пера. Вырвавшись из сумасшедшего дома, Пер Гюнт готов преодолеть любые испытания ради возвращения на землю, где он родился и был счастлив. Суждено ли человеку вернуть то, что он утратил? Что теперь он считает самым дорогим в жизни? Пер Гюнт встречает Сольвейг и спрашивает ее, где же он оставался самим собой, с чистым сердцем и светлой душой?

«В вере, надежде моей и любви», — отвечает Сольвейг.