Театр оперы и балета
Бурятский государственный академический
театр оперы и балета
им.н.а.СССР Г.Ц.Цыдынжапова
  1. Главная
  2. Репертуар
  3. Оперные спектакли
  4. Опера «Демон» в концертном исполнении

Опера «Демон» в концертном исполнении



Авторство: А. Рубинштейн

Возрастной ценз: 12+

О спектакле

История создания

 

К созданию оперы «Демон» Рубинштейн приступил в конце 1871 года. Либретто было написано известным в то время биографом и исследователем творчества М. Ю. Лермонтова П. А. Висковатовым (1842—1905). Увлеченный поэмой Рубинштейн писал оперу с лихорадочной быстротой. Она была закончена в три месяца и представлена в дирекцию Мариинского театра в Петербурге. Вслед за этим последовал трехлетний период ожидания постановки, и лишь 13 (25) января 1875 года опера увидела сцену.

В поэме Лермонтова (1841) Рубинштейна привлек романтически мятежный образ Демона. В опере он предстает как сильная, глубоко противоречивая натура. Воплощая этот сложный, многогранный образ, композитор подчеркнул его трагическую обреченность и одиночество. Образ Тамары в опере исполнен душевной чистоты. Композитор показывает его в развитии — от детской непосредственности и безмятежного покоя через смятение и душевную борьбу к любви, полной самоотречения.

 

Музыка

«Демон» обладает ярко выраженными чертами лирико-драматической оперы. Внимание к душевной жизни героев, обрисовка действующих лиц в эмоционально напряженных ситуациях, подчиненное место картин быта и природы — таковы главные особенности этой оперы.

В интродукции первой картины слышны свист ветра, громовые раскаты, на фоне их — хор духов. Постепенно грозный вихрь смолкает. Хор адских духов сменяется голосами ветерков, водяных струек и цветов, сливающимися в величавый гимн свету, миру и его творцу. Резким контрастом вторгается монолог Демона «Проклятый мир», в котором слились скорбь, раздумье, гнев и отчаяние.

Вторая картина, в отличие от первой, в целом прозрачна и светла. Симфоническое вступление рисует тихий и ясный вечер в горах; флейты имитируют пастушьи наигрыши. Чарует своей безыскуственной простотой и грацией хор девушек «Ходим мы к Арагве светлой». К их голосам присоединяется голос Тамары, ее колоратурные пассажи лиричны и обаятельно непосредственны. Настроение безоблачного веселья нарушается страстными признаниями Демона; в волнующей мелодии его ариозо «Дитя, в объятиях твоих» слышится восхищение и властный призыв.

В сумрачные тона окрашена музыка третьей картины. Симфонический антракт передает суровый колорит дикого ущелья. Нежным, поэтическим чувством согрето ариозо Синодала «Обернувшись соколом», отличающееся прихотливой мелодией восточного характера. Таинственно и тревожно звучит хор «Ноченька». Ариозо князя «Ноченькой темною» полно неги и страстного томления.

Второму акту свойственны остроконтрастные сопоставления. Первой части, живописующей картину брачного пира, противостоит вторая, смятенная и взволнованная. Этот контраст присутствует уже в симфоническом вступлении, где ритмы траурного шествия чередуются с торжественными фанфарами. В праздничную обстановку, царящую в замке Гудала, вводит заздравный хор «В день веселья мы собрались». За ним следуют пляски: энергичная, стремительная мужская и страстная, темпераментная женская; их сменяет плавный и гибкий танец девушек. В горестном ариозо «Мой князь, очнись» Тамара оплакивает своего жениха. Ариозо перерастает во всеобщий плач, достигающий большой эмоциональной силы. Полна величия мелодия Демона «На воздушном океане». Третий акт состоит из двух картин. Он начинается симфоническим вступлением, рисующим душевное смятение Тамары. Центральное место в первой картине занимает ариозо Демона «Обитель спит», полное сердечного тепла и искренности.

Вторая картина — драматическая кульминация оперы — целиком камерна. Составляющие ее дуэты и ариозо сливаются в едином потоке музыкального развития. Горделиво ариозо Демона «Я тот, которому внимала». Глубоким волнением пронизан его монолог «О, если б ты могла понять». Небольшое ариозо Тамары «Кто б ни был ты, мой друг печальный», проникнутое чувством сострадания, звучит как мольба. За возбужденной, экстатически-приподнятой клятвой Демона «Клянусь я первым днем творенья» следует краткий любовный дуэт. Динамичный, эмоционально напряженный финал передает растущее смятение Тамары и отчаянье побежденного Демона. Опера завершается просветленным хором ангелов.

М. Друскин

 

Опера «Демон» — значительное явление в истории русской музыки. Встреченная сначала сдержанно, в дальнейшем она получила заслуженную оценку критики и публики, обойдя ведущие сцены мира. В опере сильно лирическое начало, в ней много красивых мелодий и арий (На воздушном океане, Не плачь, дитя и ряд др.), ее стилистика во многом созвучна творчеству Чайковского. Однако заметные слабости (слащавость мелодики, ряд драматургически неудачных эпизодов) не позволили ей занять выдающееся место в русской культуре.

Значительную роль в истории оперы сыграл Шаляпин, исполнявший заглавную роль на протяжении многих лет.

Режим доступа: http://www.belcanto.ru/demon.html

 

Бурятские зрители впервые услышали «Демон» в 1950 году в постановке заслуженного артиста Бурятской АССР В. Бамбацыренова. История гениальной оперы, возобновленной в Бурятском театре оперы и балета в 1962 г. и 1982 гг., знает немало замечательных имён исполнителей заглавных партий. Это и заслуженная артистка РСФСР К. Гомбоева-Языкова, и народный артист РСФСР Б. Балдаков, народный артист РСФСР С. Раднаев.

Содержание

Место действия: Грузия.

 

Действие I

Буря в горах. На фоне неба, озаряемого вспышками молний, одиноко вырисовывается фигура Демона. Он радостно внимает разбушевавшейся стихии разрушения и борьбы. Но вот буря стихает. Демон с презрением вслушивается в многоголосый хор пробуждающейся природы. Он ненавидит мир, населенный ничтожествами, пресмыкающимися перед творцом вселенной. Ангел добра призывает Демона к любви и всепрощению. Только любя и прощая, он сможет вернуться в рай. Но Демон отвергает эти призывы. Ему не нужен покой райской обители: он жаждет борьбы и страстей.

Замок князя Гудала на берегу Арагвы. Группа девушек спускается к реке за водой. Среди них прекрасная дочь Гудала Тамара. Она весело шутит и играет с подругами. Невидимый ими, появляется на скале Демон. Он поражен чистой красотой Тамары. Непонятная тоска овладевает девушкой; она чувствует присутствие Демона. Неожиданно слова страстных признаний касаются ее слуха. Кто-то незримый призывает ее забыть все земное, уйти в надзвездные края, где она станет царицей мира. Тамара оглядывается и видит Демона. В испуге она зовет подруг, но на скале уже нет никого. Полная неясной грусти, Тамара возвращается в замок.

Молодой князь Синодал спешит к невесте. Буря задержала его караван, и сегодня ему не дойти до замка Гудала. Спускается ночь. В диком ущелье, у старой заброшенной часовни, караван останавливается на ночлег. Князь посылает к Гудалу гонцов. Лагерь засыпает. Лишь Синодал сидит в задумчивости. Его мысли устремлены к Тамаре, он мечтает о скорой встрече с возлюбленной. Но вот и князя одолевает сон. На скале возникает мрачная фигура Демона. Некоторое время Демон всматривается в уснувших путников и затем исчезает. Внезапно на спящий караван нападают разбойники. Завязывается неравный бой. Синодал умирает с именем Тамары на устах.

 

Действие II

В замке Гудала все готово для свадьбы. Ждут лишь жениха. Старый князь выводит к гостям одетую в подвенечное платье Тамару. Гонец сообщает, что вскоре должен прибыть Синодал. Начинаются танцы. Неожиданный шум и крики нарушают веселье. Вносят тело убитого князя. Тамара поражена горем. Гости в молитве преклоняют колени. В это время Тамара снова слышит голос Демона и с трепетом внимает его утешениям. Она погружается в тяжелый сон; во сне ей является Демон. Пробудившись, Тамара ищет таинственного искусителя и вдруг наяву слышит его голос. Страшась обольщения, она просит отца отпустить ее в монастырь. Гудал дает согласие.

Действие III

Ночь. Спит монастырь. Освещено лишь окно кельи Тамары. Появляется Демон. Любовь преобразила его. В нем ожили угасшие чувства. Ему уже не дороги ни власть, ни бессмертие, ни свобода. Он жаждет испытать человеческое счастье. С тайным трепетом приближается Демон к монастырю, но путь ему преграждает Ангел. Он заклинает Демона оставить Тамару. В мгновение прежняя ненависть закипает в душе Демона, и с возгласом «Она моя» он устремляется за ограду.

Келья, освещенная лампадой. У открытого окна задумчиво стоит Тамара. Монастырь не принес девушке желанного успокоения. И здесь ее неотступно преследует образ таинственного искусителя. Неожиданно лампада гаснет, Тамара видит в келье Демона. Он говорит ей о своих страданиях, жажде обновления и любви, которая заставила возненавидеть зло. Тамара борется со своим чувством. Но речь Демона звучит все более страстно, горячо, и девушка поддается его очарованию. Демон приникает к ее устам страстным поцелуем. Тамара падает мертвой.

Появляется ангел. Над землей разразилась страшная буря, молнии пересекают небо, океаны выходят из берегов….