Театр оперы и балета
Бурятский государственный академический
театр оперы и балета
им.н.а.СССР Г.Ц.Цыдынжапова
  1. Главная
  2. Репертуар
  3. Концерты
  4. O sole mio: концерт памяти Паваротти

O sole mio: концерт памяти Паваротти



Авторство:

Возрастной ценз: 6+

О спектакле

Концерт «O sole mio», посвященный творчеству Лучано Паваротти, в котором примут участие ведущие солисты Бурятского театра оперы и балета: Оксана Хингеева, Билигма Ринчинова, Батчимэг Самбуугийн, Ольга Жигмитова, Мунхзул Намхайн, Баиржаб Дамбиев, Михаил Пирогов, Доржо Шагдуров, Мэргэн Санданов и многие другие.

Лучано Паваротти — итальянский оперный певец, один из самых выдающихся оперных певцов второй половины XX века. Он произвел оперную революцию, и даже его самые непримиримые критики не будут спорить, что его имя навсегда останется синонимом красоты человеческого голоса.

В концерте прозвучат итальянские песни и арии из репертуара «Суперзвезды оперной сцены ХХ века». Это и «Вернись в Сорренто», и «Скажите девушки…», и «O sole mio»/ «Моё солнце», и «Funiculi Funicula» (На качелях), и Ария Калафа, и Романс Радамеса, и Песенка герцога, и многие-многие другие.

Дирижер – Валерий ВОЛЧАНЕЦКИЙ

Концертмейстер – Саян МАНЖИГЕЕВ

Режиссер – Вера ДОМБРОВСКАЯ

Содержание

ЛУЧАНО ПАВАРОТТИ – КОРОЛЬ ВЕРХНЕГО «ДО»

 

Успеха, которого добился Лучано Паваротти, не было еще ни у одного тенора. Он превратил арии в хиты. Чтобы его услышать, собирались стадионы. Он был великим, потому что через голос раскрывалась его душа. В мире есть оперные певцы, а Паваротти сам был оперой. Ни один из оперных теноров последнего поколения не обладал столь солнечным тембром голоса и такой способностью общаться со зрителем.

 

Сын итальянского пекаря

Плодородная итальянская провинция Эмилия-Романья – родина сыра пармезан и вина ламбруско. А в городе Модена этой провинции изобрели бальзамический уксус. Именно там 12 октября 1935 года и родился Лучано Паваротти. Его отец работал пекарем, но очень хотел стать оперным тенором. Поющий пекарь был знаменитостью Модены. Он пел в церковном хоре и в опере. У Фернандо был отличный голос, и он запросто мог бы стать певцом, но ему не хватило мужества – из-за боязни сцены мужчина остался в пекарне. Мать Паваротти – Адель – гордилась своим мужем и первенцем. Лучано рос в яслях табачной фабрики, где работала его мать.

 

Чудесное спасение

Мирное детство Лучано омрачила тень войны. Итальянскиефашисты сражались на стороне нацистов, однако провинция Эмилия-Романья оставалась оплотом партизан. Они побеждали фашистов, но немцы все же пришли на эту землю. Тогда Лучано было 8 лет. В 1945 году жители Модены встречали американцев, которые стали для них символом освобождения после двух лет оккупации и террора. Эти годы повлияли на Лучано. Уже будучи звездой он всегда выступал против войны.

Первое выступление Лучано состоялось, когда ему было 4 года. Он пел «Сердце красавиц склонно к измене». Аудитория, состоявшая из бабушек, тетушек и мамы, была просто очарована. Позже в доме одного из друзей дворовые ребята проводили конкурсы певцов, в которых неизменным победителем становился Лучано. Он всегда стремился во всем быть первым – будь то игра в футбол, езда на велосипеде или бег наперегонки. Иногда он помогал друзьям очаровывать девушек пением серенад под окнами. Те становились возле дома и открывали рты, имитируя пение, а Лучано в арке выдавал отменные переливы.

Однажды 12-летний Лучано босиком играл с мальчишками в футбол и поранил ногу о гвоздь. Началось заражение крови, он провел в коме несколько недель, но чудом остался жив. Чтобы порадовать сына после выздоровления, отец впервые отвел его в оперу Модены, где юноша услышал тенора Бенджамина Джили. Лучано был потрясен. Тогда он понял, что хочет стать не просто знаменитым, а великим тенором. Спустя 16 лет так и случилось…

 

Зарождение звезды

Свою любовь Паваротти встретил на вечеринке. Чтобы произвести впечатление, Лучано исполнил любовную песню «Гнездо ласточки». Впоследствии этой песней он восхищал миллионы слушателей. Но тогда в 1952 году он пел только для нее – 16-летней Адуа. Девушка лучше училась, и они начали вместе заниматься, виделись каждый день. В школе о них до сих пор рассказывают эту романтическую историю. Любовь пережила школьную пору, а в 1955 году состоялась их помолвка, которая оказалась долгой. Оба они работали учителями – Лучанопреподавал физкультуру, подрабатывал страховым агентом, параллельно брал уроки пения у Арриго Поло.

В течение многих лет Паваротти вместе со своим отцом пел в самом лучшем и известном хоре Италии – хоре Россини. На конкурсе в британском Лланголлене они победили лучшие хоры. Впервые Паваротти ощутил успех, но по прежнему оставался в тени своего отца, голос которого считался лучше. Между ними существовало нежное соперничество. Отец говорил: «Кто знает, чего бы он добился, будь у него мой голос».

Когда учитель уехал в Японию, с Лучано согласился заниматься другой маэстро – Эттори Кампогаллиани. Паваротти вместе со своей подругой детства Миреллой Френи (которая тоже стала оперной знаменитостью) ездили к учителю за десятки километров. Они преуспевали больше в пении, нежели в чтении нот, но маэстро не торопился их перевоспитывать. Он считал, что голоса молодых людей звучат настолько естественно, что менять этого не имеет смысла.

 

Первые успехи Лучано Паваротти

В 1960 году Лучано Паваротти принял участие в конкурсе Театра Реджио Эмилия. Главный приз – ведущая роль в новой опере. Лучано был уверен в своей победе. А затем случилось то, во что никто не мог поверить. Из-за ларингита казалось, что он вытягивает ноты. В итоге Паваротти занял второе место. Для перфекциониста это стало горьким поражением. Год спустя настойчивый Лучаноповторил попытку и победил. Он получил роль Рудольфа в опере Пуччини «Богема». А роль Мими исполняла его подруга Мирелла Френи.

 

Лучано и Адуа

Наконец-то Лучано и Адуа смогли пожениться, правда гонорар певца едва покрыл расходы на свадьбу. Адуа продолжала работать учительницей, ведь Лучанозарабатывал по нынешним меркам 90 евро за концерт.

В октябре 1962 года незадолго до рождения их первого ребенка настал поворотный день, когда Лучано не пришел домой, потому что отмечал с друзьями свой успех в «Риголетто». Вернувшись, он узнал, что жена попала в больницу. Он пропустил рождение своей первой дочери Лоренцы, а в 1964 и второй – Кристины. В 1967 году, когда родилась Джулиана, Паваротти тоже отсутствовал. Лучано верил в приметы. Он не присутствовал при рождении первого ребенка и решил этого не делать во всех остальных случаях.

Если что-то приносило удачу, он от этого уже не отказывался и не менял. Например, так было со знаменитым носовым платком, который стал счастливым талисманом Паваротти. Лучано был очень суеверен. Он считал, что платок принес ему удачу в первый раз, поэтому будет дурным знаком, если на других концертах при нем не окажется платка. Кроме этого, из-за суеверий, он не выносил пурпурного цвета, никогда не проходил под лестницей, не терпел, если при нем кто-то рассыпал на столе соль и так далее. Существовали еще десятки подобных примет.

 

Международное признание

В 28 лет Лучано отправился в Лондон. Он едва говорил по-английски, чувствовал себя растерянно и неуютно. Там он вновь репетировал «Богему», но на этот раз в качестве дублера звезды – Джузеппе ди Стефано. Также он должен был заменить партнера примадонны Джоан Сазерленд. Это был его шанс. Слух об удивительном теноре разлетелся по театру мгновенно.

Успех в Лондоне подготовил его к поездке в Милан. И снова была «Богема». Театр «Ла Скала» отверг его дважды. Но за Паваротти вступился дирижер Герберт фон Караян и потребовал, чтобы его поставили на замену. Позже Караян назовет Лучано лучшим тенором всех времен.

В 1967 году опера «Дочь полка» в Лондонской Королевской опере сделала Лучано легендой. На этот раз публика пришла, чтобы услышать именно его. Он превзошел все ожидания. До сих пор так не пел ни один тенор – 9 верхних «до» подряд на пределе мощи голоса. Никто не мог поверить в это, тем более ноты прозвучали одна за другой с необыкновенной легкостью. Это изменило все – Паваротти сделал то, чего раньше не удавалось никому.

Сенсация повторилась в «Ла Скале» и, наконец, триумф в «Метрополитен-опера». Нью-Йорк лежал у ног короля верхнего «до». Время маленьких гонораров прошло, в том числе и благодаря новому импресарио Паваротти Герберту Бреслину, создавшему ему карьеру. Америка сделала из Паваротти звезду, но его импресарио хотел большего – сольных концертов. На одном из его выступлений в «Карнеги-холле» был аншлаг. Паваротти впервые осмелился соединить арии с канцонами – песнями своей родины. Публика пришла в восторг.

 

Жизнь личная и публичная

В то же время его семейная жизнь подчинилась расписанию театральных сезонов и лишь изредка становилась действительно частной. Большая любовь остыла, и счастливая семейная жизнь теперь была только напоказ. А позже Адуа узнала и о его любовных интрижках мужа.

В 1981 году в жизни Лучано появилась Мадлен Рени, сначала как ученица, а затем и как возлюбленная. Официально она считалась секретарем Паваротти. В Италии он был с семьей, а на гастролях с любовницей. Так продолжалось 6 лет, но затем они мирно расстались.

 

Музыка, еда и футбол были его страстью. В 1990 году этот ярый болельщик вместе с Хосе Каррерасом и Пласидо Доминго выступил на открытии Чемпионата мира по футболу. Исполненная им оперная ария «Пусть никто не спит» стала хитом футбольных болельщиков. Ему рукоплескали 400 миллионов людей по всему миру.

Он жил будто на сцене, а сцена была его жизнью. Паваротти вынес оперу на улицу и сделал ее доступной для всех людей. Кроме этого, он организовывал проекты «Три тенора» с Каррерасом и Доминго, а также благотворительные концерты «Паваротти и друзья», соединив оперу и рок-музыку.

 

Новая и последняя глава Лучано Паваротти

В 1994 году в центральном парке Нью-Йорка собралось 500 тысяч людей, чтобы услышать легендарного тенора. Ни один человек до сих пор не собирал на большой лужайке столько народу. Он побил все рекорды, в том числе и финансовые.

Тогда же началась заключительная глава его жизни. Николетте Монтовани было 24 года, а Паваротти почти 60. В отличие от остальных любовниц Лучано, она не осталась в тени. Адуа не могла жить в любовном треугольнике и, чтобы сохранить чувство собственного достоинства, выгнала Лучано из дома. Развелись они только в 2000 году после 40 лет официального брака.

 

С Николеттой Монтовани и дочерью Аличи

Вторую жизнь Паваротти начал в 65 лет. Он построил новый дом, где планировал провести счастливую старость. Однако, жизнь разрушила все его планы – молодая жена Паваротти страдала рассеянным склерозом, отец с матерью заболели раком поджелудочной железы и умерли в 2002 году. А в начале 2003 года умер его новорожденный сын Рикардо. Сестра-близнец Аличи выжила. Паваротти всецело посвятил себя девочке. Наконец-то Лучано и Николетта могли насладиться спокойной жизнью и поженились прямо в муниципальном театре Модены.

Но через три года его состояние резко ухудшилось, он стал испытывать сильные боли. Врачи объявили диагноз – рак поджелудочной железы. Он старался бороться до конца, хотя осознавал, что это испытание окажется сильнее его. 6 сентября 2007 года он проиграл эту битву. В течение трех дней в соборе Модены люди стояли в очереди, чтобы проститься с маэстро. По одну сторону гроба была Николетта, по другую – Адуа с дочерьми. Им еще предстояла битва за наследство.

До сих пор его место в мире искусства никем не занято, потому что аналога такого могучего таланта просто нет.

 

ФАКТЫ

Кроме еды и футбола, большой страстью Паваротти были лошади. Он содержал конный двор и даже организовал конноспортивные соревнования. Если лошадь болела, он мог остаться с ней на ночь, чтобы ухаживать. Жена Адуа вспоминает, что такого он не делал ни для одной из своих дочерей.

***

В 1993 году во время выступления в «Ла Скала» в опере «Дон Карлос» Лучано Паваротти совершил грубую ошибку и был освистан. Он сказал, что это только его вина, он плохо подготовился. Лучано никогда не стремился получить больше, чем заслужил. В этом отношении он был очень честен.

http://vmiremusiki.ru/luchano-pavarotti.html