Театр оперы и балета
Бурятский государственный академический
театр оперы и балета
им.н.а.СССР Г.Ц.Цыдынжапова
  1. Главная
  2. Репертуар
  3. Балетные спектакли
  4. «Красавица Ангара» балет в 3-х действиях

«Красавица Ангара» балет в 3-х действиях



Авторство: Б. Ямпилов, Л. Книппер

Возрастной ценз: 6+

О спектакле

В репертуаре Бурятского театра оперы и балета есть спектакли, которые в течение долгого времени не сходят со сцены. А потому их знает несколько поколений зрителей. Через них, безусловно, прошло несколько поколений исполнителей. К таким знаменитым постановкам относится балет «Красавица Ангара» композиторов Бау Ямпилова и Льва Книппера, автор либретто — драматург Намжил Балдано, созданный в далёком 1959-м и в том же году переживший свой первый триумфальный успех.

Напомним зрителям, что Н. Балдано, автор либретто опер «Энхэ-Булат-батор» М. Фролова, «Эржэн» В. Морошкина, «Побратимы» Д. Аюшеева, балетов «Свет над долиной» С. Ряузова, «Гэсэр» и «Сын земли» Ж. Батуева, собиратель и пропагандист бурятского фольклора и эпоса. Выдающийся бурятский композитор Б. Ямпилов — автор множества произведений различных жанров — от песен до опер, а советским композитором Л. Книппером написано несколько опер, балетов, кантат, симфоний, одна из которых включает знаменитую песню «Полюшко-поле». Он (Л. Книппер) еще в предвоенные годы приезжал в Бурятию, записав тогда в Курумканском и Баргузинском аймаках семьдесят четыре народных мелодий. Позднее он сочинил на их основе симфоническую сюиту «Курумкан» и оперу «На Байкале» (либретто Г. Цыдынжапова и Л. Фейнберга), с успехом показанную в Улан-Удэ еще в 1948 году.

Сюжетным источником музыкально-хореографического произведения послужила поэтичная, романтически взволнованная, старинная народная легенда: «Триста тридцать три верных сына его (Байкала) день и ночь несли серебро своих вод, умножая бессчетные богатства отца. А в глубине байкальских вод, в каменной горнице, томилась под строгим отцовским надзором единственная дочь Байкала – красавица Ангара. Больше всех богатств любил старик свою дочь, пуще глаз хранил и берег ее, даже погулять отпускал неохотно, боясь какой-либо неведомой беды. Как-то прослышала Ангара, что есть такой красавец-юноша, синеглазый Енисей, который неудержимо и стремительно несет свои воды далеко на север. Забилось сердце Ангары, захотелось повстречаться с Енисеем. И в одну темную ночь, когда Байкал мирно спал, своенравная Ангара проломила каменные громады и рванулась навстречу Енисею. Разгневался седой Байкал, кинулся за непокорной дочерью, но уже далеко струились волны единственной дочери Байкала, соединившей свои воды с могучим потоком Енисея».

Автор либретто Н. Балдано обратился к мотивам и образам из других сказок и легенд и ввел в либретто соперника Енисея – Черного Вихря, которому тоже нравится дочь Байкала, но больше его соблазняет богатое приданое Ангары. Это дало ему возможность найти наиболее выигрышные сценические ситуации, подчинить их основной сюжетной линии, основному замыслу и выявить динамику в развитии сюжета. Получилось поэтическое зрелищное либретто.

Авторы определили «Красавицу Ангару» как балет-поэма, в наибольшей степени приближенный к классическому жанру. И этому есть объяснение: произведение является соавторским. Одним из композиторов стал Л.К. Книппер, уже работавший в республике и принявший предложение написать новый балет в сотворчестве с одним из ведущих композиторов Бурятии того времени – Б.Б. Ямпиловым.

Балет изначально был ориентирован на широкую аудиторию, выходящую за пределы республики. Идейная основа произведения не однолинейна, а включает множество смыслов. Это и лежащая на поверхности история любви юной Ангары и мужественного Енисея. Это и более глубокие связи использованного предания с бурятской мифологией и архаичной космологией. Еще один ракурс связан с показом мощи природного начала как созидательной и благодатной силы и преклонением перед могуществом сибирских рек и Байкалом как источниками жизни, что неразрывно связано со спецификой традиционной культуры бурят, для которых природа мыслилась одушевленной и выступала живительным источником. Это также и воплощение красивой национальной сказки, повествующей о происхождении реки Ангары, и воплощение этической идеи победы Добра над Злом. Именно множественность толкований, сочетающая простоту и доступность с одновременным возвышением над конкретикой, обеспечила жизненность легенды, ее непреходяще значение для бурятского искусства, художественно-эстетическую и этическую значимость. Образные характеристики и хореография, несомненно, перекликаются с национальным фольклором.

В музыкальной партитуре композиторы широко использовали ритмы народного танца, приемы подражания бурятским народным инструментам и имитации звуков природы, приемы гармонического сопровождения мелодий, основанные на квартовых и квинтовых параллелизмах, вариационно-вариантные методы развития материала, характерные для народной музыки. Музыкальные характеристики главных героев представляют собой емкий психологический портрет каждого персонажа, – и это, несомненно, заслуга Л.К. Книппера. Тема широкого дыхания и диапазона, характеризующая главную героиню, основана на звукоряде бурятской пентатоники, но лишена жанровой основы, что придает ее облику устремленность и возвышенность. Тема Енисея родственна теме Ангары и представляет ее отдаленный вариант, но более сдержанный и спокойный. Диссонантная тема Черного Вихря, состоящая из прихотливых ритмических фигур, позволяет констатировать его противопоставление миру водных стихий – Байкала, Ангары, Енисея. Связь с фольклором в последней теме просматривается слабо, что указывает на чужеродоность персонажа.

За каждым персонажем закреплена и тембровая окраска: тему Черного Вихря исполняет солирующая валторна, темы Енисея и Ангары — струнные и деревянные духовые, тему Байкала — медные духовые инструменты.

В балете имеются красочные и колоритные дивертисментные сцены. Шествия и пляски вполне органично вписаны в основную линию развития сюжета: таковы танцы рыбок и других обитателей подводного мира в четвертой картине («Подводное царство») и танцы юношей и девушек во второй картине («Стан Черного Вихря»).

Общему эффекту способствует и синтетичность хореографии, в которой использованы как приемы классического балета, так и характерные для фольклорных бурятских танцев: элементы жестов, позиции рук и ног, отдельные позы, логика построения и развертывания сцен, что в сочетании с костюмами и декорациями позволяет сформировать целостное сценическое решение, подчиненное музыкальному развитию. Созданное композиторами действо во многом подхватывало линию достижений русского классического балета, с той разницей, что в основу сюжета были положены не литературные сказки, типичные для композиторов русской школы, а легендарные фольклорные источники. И тип сказочного, фантастического спектакля, воплощающего национальную поэтику, и мифологическое видение мира, заложенное в «Красавице Ангаре», нашли продолжение в последующих спектаклях бурятских композиторов.

Спектакль стал одной из творческих вершин талантливого балетмейстера из Москвы Михаила Заславского, одного из основоположников бурятской национальной хореографии. В первой постановке «Красавицы Ангары» участвовал и народный артист СССР Игорь Моисеев, выступивший в качестве консультанта балета и автора двух лирических дуэтов Ангары и Енисея.

Художники-постановщики «Красавицы Ангары» — Александр Тимин и Мария  Шестакова, вписавшие целую страницу в историю бурятского декоративного искусства. Выдающийся мастер-декоратор, художник-портретист и скульптор А.И. Тимин за много лет работы в театре оформил более 100 оперных и балетных спектаклей.

Образ Красавицы Ангары неразрывно связан с легендой бурятского балета, народной артисткой СССР Ларисой Сахьяновой. Более двадцати сезонов зрители с любовью сопереживали ее Ангаре и каждый раз восхищались вдохновенным танцем балерины. Мужественный и привлекательный образ Енисея создал многолетний исполнитель этой партии Петр Абашеев, народный артист РСФСР.

«Красавица Ангара» показана тысячи раз. За этой цифрой – многие десятки новых исполнителей, сотни тысяч зрителей, и не только в Бурятии, но и в огромной прежней стране, где проходили гастроли. За этой цифрой —  впечатления людей, их открытия, за ней — творческие переживания артистов. Знаменитый балет объединил тех и других, в этом тоже одна из его особенностей.

 

Использованные источники:

  1. Куницын О.И. Музыкальный театр Бурятии. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1988. – 256 с.
  2. Бау Ямпилова: к 100-летию со дня рождения. – Улан-Удэ: «Печатный Дворъ», 2017. – 196 с.
  3. Протасова Л.И. Балетный театр Бурятии. – Улан-Удэ: И-ПК ВСГАКиИ, 2017. – 196 с.
  4. http://www.media-nsglinka.ru/index.php?r=mcscreation/view&id=158;
  5. http://search.rsl.ru/ru/record/01002327190

Содержание

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

Действие первое

Картина первая

Берег Байкала. Енисей любуется танцем девушек. Выбегают охотники. Приветствуя друг друга, они танцуют. Шум на берегу разбудил старого Байкала. Волны озера начинают вздыматься… Молодежь расходится.

Со дна озера поднимается Байкал чтобы впервые показать дочери красоту земли. Байкал поручает присмотреть за Ангарой Горхон Ручейковне и передает ей волшебный жезл от потайных ворот подводного царства. Ангара восторженно любуется природой. Цветы, бабочки, пение птиц — все привлекает ее внимание, все занимает ее… Вдруг, Ангара, услышав позади себя шум, оборачивается и видит незнакомого юношу.

Первая встреча еще никогда не любивших девушки и юноши. Все в их поведении, в их взорах, в прикосновениях первобытно чисто, как чиста девственная природа. Расставаясь дочь Байкала дарит Енисею шарф, сотканый из пен байкальских вод.

Енисей, склонившись над водами озера, не замечает пролетевшей стрелы, пущенной Черным Вихрем. Он соперник Енисея: давно страстно желает завладеть Ангарой и его соблазняет богатое приданое Ангары.

 

Картина вторая

Ночь. Горят костры. Нукер Вихря старается развеять мрачные мысли своего господина. Пляска сменяется пляской. Танцы юношей и заморских пленниц («Памирский») развлекают его. Затем начинается танец шаманов, отгоняющих печаль от сердца повелителя. Танец оканчивается тем, что перед Черным Вихрем силой чародейства возникает призрачный образ Ангары.

Черный Вихрь во главе своей свиты устремляется к Байкалу. По его приказу приносят узлы с одеждой, мехами, драгоценными украшениями… Это дары Байкалу, чтобы просить себе в жены его дочь.

 

Действие второе

Картина третья

Утро. Берег озера. Появляется Черный Вихрь со своей свитой с богатыми дарами. Вихрь обращается к озеру с мольбой передать старому Байкалу его дары… Щедрому гостю позволено войти в подводное царство. Тревожась за судьбу Ангары, Горхон ищет Енисея и сообщает ему о визите Черного Вихря. Убедившись в искренности чувств Енисея к Ангаре, она передает ему жезл от ворот подводного царства.

 

Картина четвертая

Подводное царство Байкала. Ангара играет, развлекается с рыбками. Появляется Черный Вихрь со своими дарами, он просит Байкала отдать Ангару ему в жены. Старый Байкал соглашается отдать дочь в жены Черному Вихрю. Ангара тяготится вниманием нежеланного жениха. Пытаясь добиться внимания Ангары, Черный Вихрь идет на хитрость и принимает облик Енисея. Но Ангара замечает обман. Появляется Енисей. Между ним и Черным Вихрем возникает ссора. Разгневанный Байкал изгоняет Енисея, за ним и Черного Вихря.

 

Действие третье

Картина пятая

Берег Байкала. Енисей тоскует по Ангаре. Горхон Ручейковна помогает встретиться возлюбленным. Ангара решает бежать с Енисеем. Черный Вихрь пытается помешать им. Завязывается жестокий бой. Енисей побеждает. Байкал покорен большой любовью Енисея к Ангаре и смелостью юноши. Он отдает ему свою дочь, а Черного Вихря повергает в пучину озера.