Театр оперы и балета
Бурятский государственный академический
театр оперы и балета
им.н.а.СССР Г.Ц.Цыдынжапова
  1. Главная
  2. Репертуар
  3. Балетные спектакли
  4. «Бахчисарайский фонтан» хореографическая поэма в трех действиях с прологом и эпилогом

«Бахчисарайский фонтан» хореографическая поэма в трех действиях с прологом и эпилогом



Авторство:

Возрастной ценз:

О спектакле

В основе сюжета юношеской поэмы А.С. Пушкина – легенда о польской княжне Марии, жившей в гареме татарского хана Гирея. Чувство к нежной и кроткой Марии облагораживает дикую натуру хана. И даже смерть Марии от кинжала, вонзенного рукой ослепленной ревностью жены хана Заремы, не облегчила его мук неразделенной любви. В память о ней безутешный хан Гирей установил «фонтан слез».

Атмосфера пушкинской поэзии и «музыкальное» ее прочтение Б. Асафьевым, смешение и противопоставление щеголеватых поляков и красочных картин восточной экзотики нашли счастливое воплощение в новом жанре – драматический балет, где каждый танцор-виртуоз – прекрасный актер, со слов Г. Улановой, «способный вдохнуть живую душу в человеческие образы, возникающие на балетной сцене».

Содержание

Пролог

Уединенный покой в Бахчисарайском дворце. Перед мраморным фонтаном, воздвигнутым в память «горестной Марии», склонился хан Гирей.

 

Действие I

В замке польского князя праздничный бал, на который прибыло много гостей. Из замка в парк выбегают Мария и ее жених Вацлав. Они счастливы, любят друг друга, мечтают о свадьбе и близком лучезарном будущем.

Из темноты неожиданно появляется лазутчик из вражеских отрядов хана Гирея. Едва он успевает скрыться в густых зарослях парка, как вбегает выслеживающая его польская стража.

Тем временем праздник идет своим чередом. Под звуки полонеза гордо шествуют танцующие пары. Первыми выступают Мария и ее бравый отец. За торжественным полонезом следует изящная мазурка. Другие танцы не менее великолепны. Настроение у гостей превосходное.

Веселье прерывается появлением раненого начальника стражи, который сообщает о набеге татар. Князь Адам призывает мужчин к оружию. Женщины укрываются в замке.

Обнажив сабли, поляки готовятся отразить натиск врагов.

Горит подожженный татарами замок. В смертельной схватке с врагами гибнут его защитники. Из пылающего замка бегут Мария, охраняемая Вацлавом. Внезапно им преграждает дорогу предводитель татар хан Гирей. Пораженный красотой Марии, хан на мгновение останавливается, затем устремляется к ней. Вацлав пытается защитить свою возлюбленную, но падает замертво, сраженный клинком Гирея. Марию по приказу хана отправляют в гарем.

 

Действие II

Гарем хана Гирея в Бахчисарайском дворце. Среди многочисленных наложниц самая любимая из жен хана – Зарема.

Слышны звуки воинственной музыки. Гарем готовится к встрече своего господина. С богатой добычей возвращаются татары. Бережно проносят плененную Марию.

В задумчивости Гирей входит в гарем. Напрасно Зарема пытается развлечь хана – он ее не замечает. Но вот на лице Гирея вспыхивает радость, и Зарема видит, как через зал служанка проводит новую пленницу – польскую княжну. Зарема понимает, что утратила любовь Гирея.

Зажигательный танец Заремы оставляет хана равнодушным, что приводит ее в отчаяние.

Действие III и действие IV

Роскошная опочивальня. Здесь, охраняемая старой прислужницей, томится прекрасная пленница хана. Только одна лютня напоминает Марии о прежней жизни, свободе, былом счастье. В памяти возникает целый мир воспоминаний о родном доме и о Вацлаве.

Мечты Марии нарушает приход Гирея. Гирей умоляет Марию полюбить его и говорит ей о своей страсти. Только с Марией он добр и терпелив. Но она не может полюбить Гирея, ведь он – убийца всех близких ей людей. Не смея настаивать, хан покорно удаляется.

Ночью в опочивальню княжны проникает Зарема. Она обращается к Марии с горячей исповедью и умоляет вернуть ей любовь Гирея. Страстная речь Заремы непонятна Марии и пугает ее. Мария уверяет ревнивую женщину, что не любит и никогда не полюбит хана.

Зарема верит ей, но внезапно ее взор замечает забытую Гиреем тюбетейку. Пламя ревности вспыхивает снова. Проснувшаяся служанка зовет на помощь. Вбегает Гирей, но поздно: Зарема убивает Марию.

Появившейся страже Гирей приказывает увести Зарему.

Двор во дворце хана Гирея. Все склонились перед ним в молчаливом раболепии. Ничто не радует и не волнует хана. Военачальник Нурали, вернувшийся с войском из удачного похода, показывает ему новых пленниц, но хан равнодушен.

Зарему ведут к месту казни. По знаку Гирея ее бросают в пропасть.

Прислужники пытаются развлечь его танцами, Нурали и воины призывают хана к новым набегам, но и это не утешает его.

Эпилог

Он велит привести в действие фонтан, который построил в память о Марии, – «Фонтан слез». Вереницей бегут воспоминания, снова и снова воскрешая прекрасный образ Марии.