Театр оперы и балета
Бурятский государственный академический
театр оперы и балета
им.н.а.СССР Г.Ц.Цыдынжапова
  1. Главная
  2. Персоналии
  3. Оперная труппа
  4. Сопрано
  5. Галина Шойдагбаева

Галина Шойдагбаева

Биография:

Галина Бадмажаповна Шойдагбаева родилась 5 июля 1953 года в селе Сосновоозерское, Еравнинского района. После окончания средней школы Г. Б. Шойдагбаева поступила в музыкальное училище им. Чайковского в класс народной артистки РСФСР Надежды Казаковны Петровой. В 1980 году окончила Ленинградскую Консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова в классе Татьяны Дмитриевны Новиченко.

С 1980 г. солистка оперной труппы Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. н.а. СССР Г.Ц. Цыдынжапова.

С 1988 года — преподаватель Улан-Удэнского музыкального училища имени П. И. Чайковского.

Галина Шойдагбаева — профессор Восточно-Сибирской Академии искусств, где в 1993 году было открыто вокальное отделение. Она возглавляет кафедру сольного пения со дня её основания.

«Настоящее слушательское потрясение пережил зал во время выступления народной артистки Бурятской АССР Г.Шойдагбаевой. Такое гармоничное сочетание благородства исполнительской манеры с красотой голоса, мастерским звуковедением и выразительностью встречается нечасто», — отметила рецензент, доцент Ленинградской консерватории Т.Мелентьева.

За исполнение партии Чио-чио-сан в опере Д.Пуччини «Мадам Баттерфляй» Г.Шойдагбаева становится лауреатом самого авторитетного и престижного в музыкальном мире Международного конкурса на лучшую Чио-Чио-сан (Япония, Нагасаки). В числе пятерых вокалистов Советского Союза Галина Шойдагбаева стажировалась в известном всему миру театре «Ла Скала». С ней занималась сама Джульетта Симионато.

Как оперная певица Галина Шойдагбаева счастливо сочетает искусство певческое со сценическим: легкость и полетность голоса соединяются с замечательным воплощением художественных образов.

Репертуар Г.Шойдагбаевой составляют произведения как мировой музыкальной классики, так и национальной музыки бурятских композиторов.

Особенно близки Г. Шойдагбаевой сочинения итальянских композиторов, самые популярные в мире оперы Верди. Среди них – «Аида». Высокий гуманизм, необычайное мелодическое богатство, жизненная правдивость, динамические драматические сцены делают его произведения очень привлекательными для исполнителей. «Не было склепа, в которой замуровали Аиду и Радамеса, не было огромных египетских пирамид, теснящих пространство своим безразличным величием. Открытая сцена с подиумом, на котором контражуром были обозначены тени любящих, — и чистый звук, длящий любовь, уносящий ее высоко, в небо, торжествующий над небом и пространством» — так увидел режиссер Л.Куколев финал спектакля бурятского оперного театра, поставленного специально для Галины Шойдагбаевой.

«Шойдагбаева – королева звука, — писал о ней известный музыкальный критик С. Коробков. — …Безукоризненная пластика тембровых звучаний, лишенная земного притяжения красота голоса оберегают ее от суетности, обыденности. Так, вероятно, звучали голоса великих жриц в моменты священнодействия».

Награды:

  • Дипломант Всесоюзного конкурса вокалистов им. Глинки (Минск, 1981);
  • 3-я премия (премия Ронкорони) XXIII Международного конкурса вокалистов «Вердиевские голоса» в Буссето (Италия,1983);
  • 2-я премия Международного конкурса вокалистов в Тулузе (1985);
  • 3-я премия Международного конкурса вокалистов «Мадам Баттерфляй» в Токио (1986);
  • Народная артистка Бурятской АССР (1985);
  • Заслуженная артистка РСФСР (1988);
  • Народная артистка СССР (1990);
  • Премия Ленинского комсомола (1987) — за высокое исполнительское мастерство;
  • Государственная премия Республики Бурятия.

Репертуар:

  •  Аида — «Аида» (Джузеппе Верди);
  • Дездемона- «Отелло» (Джузеппе Верди);
  • Леонора — «Трубадур» (Джузеппе Верди);
  • Мадам Баттерфляй — «Чио-Чио-Сан» (Джакомо Пуччини);
  • Тоска — «Тоска» (Джакомо Пуччини);
  • Турандот — «Турандот» (Джакомо Пуччини);
  • Ярославна — «Князь Игорь» (Александр Бородин);
  • Иоланта — «Иоланта» (Петр Чайковский);
  • Лиза — «Пиковая дама» (Петр Чайковский);
  • Микаэла — «Кармен» (Жорж Бизе); 
  • Арюн-Гоохон — «Энхэ-Булат батор» (Маркиан Фролов);
  • Урмай-Гохон хатан — «Гэсэр» (Анатолий Андреев).

Назад