Памяти Бакалина Васильева: «Балет — это радость, но и огромный труд»

Мы продолжаем серию публикаций о Бакалине Николаевиче Васильеве статьей Надежды Гончиковой в газете «Бурятия» 1998 года

Бакалин Васильев: «Балет — это радость, но и огромный труд»

Раннее утро. Репетиционный зал хореографического училища уже открыт, и юные танцовщики торопятся начать разминку. Стройный, подтянутый мужчина средних лет звучно отдает команды, показывает движения. Ребята учатся делать прыжки, усваивают повороты корпуса и головы. Кто-то из мальчиков пытается овладеть самым трудным видом прыжка — с задержкой в воздухе. Но педагог мягко останавливает — всему свой черед. Наблюдать за уроком интересно. Чувствуется, что ученики давно готовы ко всякого рода усложнениям, овладели крепостью корпуса и устойчивостью. Пройдет пара-другая лет, и эти же ребята увлекут нас, зрителей, в своих вариациях и кабриолях, пируэтах и антраша в чудный мир балетных спектаклей. Разумеется, только в тех случаях, когда техника не растворит в себе нюансировку каждого движения, а проще – глубину создаваемого образа. Но это уже потом. Описанная картинка из жизни училища будет повторяться каждое утро, лишь меняясь в деталях, в течение многих лет…

Кто же тот педагог, терпеливо знакомивший ребят с балетной лексикой, танцевальной наукой? Бакалин Николаевич Васильев, народный артист Бурятии. Ну вот, дальше и представлять не надо. Разве что молодым читателям и тем, кто в наших краях недавно.

Вспомнить же образы, созданные народным артистом, одно удовольствие. Ведь Б.Н. Васильев относится к счастливому поколению шестидесятников, ко времени, когда публика охотно заполняла после трудового дня театральные залы, готовая впитать в себя все то, что ими создавалось, что происходило на сцене. Будь то балет, опера, драматическое произведение. Выпускник Ленинградского академического хореографического училища имени А.Я. Вагановой 1956 года Б. Васильев и его однокашники А. Мягков, А. Батубаева, Э. Кондратьева, А. Балдунникова, Г. Иванов заметно дополнили творческие силы Бурятского театра оперы и балета, где уже работали П. Абашеев и В. Дамбиев, окончившие Ленинградское училище годом раньше. Позднее кто-то из них станет известным артистом, а кто-то балетмейстером или педагогом.

А тогда все было для них впервые. Так, в первый же год работы Б. Васильев был приглашен в ансамбль «Байкал» для участия в гастролях в МНР. Через год он снова оказался в Монголии — на этот раз в соседней республике гастролировала балетная труппа театра. До сих пор с большим теплом вспоминает Бакалин Николаевич монгольские встречи и поездки в составе концертной бригады театра по районам республики.

Испанские миниатюры Ампаро — А. Петрова, Федерико — Б. Васильев. 1977 г.

Не забыть суматошных и радостных дней декад бурятской литературы и искусства в Москве. То было время в чем-то наивных, но одержимых общими идеями людей. Особенно памятна Бакалину Васильеву вторая декада, где он исполнял сольные партии в половецких плясках в опере А. Бородина «Князь Игорь» и танце смерчей в балете Л. Книппера и Б. Ямпилова «Красавица Ангара». Вместе с партией Черного Вихря «Красавица Ангара» надолго войдет в его сценическую жизнь. В архиве театра сохранились вырезки из самых разных газет того времени. Рецензенты отмечали большую динамику движений артиста, каскад выразительных прыжков, его «своеобразную колючую пластику» в партии Черного Вихря. Партии Бакалина Васильева характерного и гротескового планов не могли оставить зрителя равнодушным. Да и можно ли было спокойно взирать на танец, искрящийся огненным темпераментом: вспомним танец «Панадерос» из «Раймонды», который блестяще исполняла пара Б. Васильев — народная артистка РФ Ольга Короткова, танец басков из балета «Пламя Парижа», кубинский танец, который он танцевал поначалу с заслуженной артисткой России Юлией Семеновой, а затем с народной артисткой СССР Ларисой Сахьяновой, народной артисткой Бурятии Ларисой Протасовой и заслуженной артисткой РБ Альбиной Петровой. Незабываем его молодой жених Федерико в «Испанских миниатюрах», музыка народная, постановка Херардо. Эту партию он танцевал с народной артисткой России Екатериной Самбуевой, после с Ларисой Протасовой и Альбиной Петровой. В историю бурятского балета навсегда войдут его Нурали в «Бахчисарайском фонтане» (эта партия одна из его самых любимых) и Эспада в «Дон-Кихоте», Тореро в «Кармен-сюите» и Ротбарт в «Лебедином озере», Визирь в «Легенде о любви» и сольная партия в «Болеро», Вакх в «Вальпургиевой ночи» из «Фауста» и факир Магадавея в «Баядерке». Все эти партии отмечались критиками балета как в республике, так и за ее пределами. Так, во время гастролей театра на Кубани в 1979 году кандидат искусствоведения Л Нагайцева после просмотра «Легенды о любви» писала: «Визирь Б. Васильева проживает достаточно продолжительную, драматически насыщенную сценическую жизнь.

Легенда о любви: Мехмене-Бану — Л. Сахьянова, Визирь — Б. Васильев

Его танцевальная партия имеет свое ярко-образное, пластическое решение, которое построено на властных, самоутверждающих жестах, раскрывающих тревожно-мрачное состояние царедворца. Б. Васильев покоряет внутренней эмоциональной наполненностью, содержательностью позы, жеста, сообщая танцу действенно-образное начало». А вот строки из рецензии на спектакль «Кармен-сюита» Ж. Бизе — Р. Щедрина В. Цейтлина, публиковавшейся в томской газете «Красное знамя»: «В небольшом эпизоде с Кармен мы видели Эскамильо, далекого от тревожных будней корриды. Отважный тореадор в исполнении заслуженного артиста Бурятской АССР Б. Васильева показан в момент любовного объяснения. Актер высокой профессиональной культуры, Б. Васильев являет собою пример исполнителя, умеющего органично сочетать технику с яркой эмоциональной возбудимостью».

Кармен-сюита: Кармен — Л. Сахьянова, Тореро — Б. Васильев. 1972

Передо мной бесценная реликвия — афиша первого выпускного спектакля Государственного бурятского хореографического училища — балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», состоявшегося на сцене театра. Это был май 1967 года, художественный руководитель училища — народная артистка СССР Л.П. Сахьянова, директор — В. Лобанов, педагоги классического танца в выпускных классах: в то время заслуженный артист БурАССР Б.Н. Васильев, З.Н. Тыжеброва. В афише указаны выпускники училища, которые были заняты в спектакле. Это Б. Бадмажапов, Е. Бадмацыренова, В. Ганженко, О. Болтоева, И. Дружинина, С. Дамбаева, А. Ешонов, Ю. Муруев, Н. Майорова, Т. Миханошина, Л. Первушина, А. Павленко, Е. Самбуева. По воспоминаниям многих, спектакль, прошедший с большим успехом, стал событием, зал рукоплескал стоя. Для выпускников училища спектакль был началом напряженного сценического труда, для Бакалина Васильева — первым большим результатом его педагогической деятельности. В будущем его выпускниками станут ныне народные артисты Бурятии В. Андреев и Г. Батурина, заслуженные артисты РБ А. Петрова, Л. Иданова, Е. Кунтохиева, 3. Хусаев, В. Бородин, ныне солисты ансамбля песни и танца «Байкал» М. Цыремпилов и Л. Субанова, руководители ансамблей: В. Мангутханова («Вдохновение»), Т. Вампилова («Селенга») и А. Хабитуев («Байкальские волны»), преподаватель ВСГАКИ Н. Дугар-Жабон и др. Многие из бывших учеников примут участие в его творческом вечере, который ожидается завтра, 20 февраля, в театре оперы и балета. Поздравить народного артиста с 60-летием со дня рождения и 40-летием творческой деятельности выйдет на сцену и его сын, тоже народный артист Бурятии, солист балета Вячеслав Васильев. Он тоже в прошлом выпускник Ленинградского хореографического училища, музыкален, техничен, одинаково увлечен классическими и характерными танцами.

«Каким должен быть танец?» — задаю юбиляру свой традиционный вопрос. «Страстным, неистовым, экспрессивным» — слышу в ответ. Таким и был танец народного артиста Бурятии Бакалина Васильева, к которому он шел через долгие годы кропотливого, упорного труда.

Надежда Гончикова

(Бурятия, 19 февраля 1998 г.)

 

Добавить комментарий