Леонид Корчмар: «В Бурятском театре оперы и балета я чувствую свежий родник творчества»

Приглашенный дирижер-постановщик оперы «Бал-маскарад» (Дж. Верди) Леонид Корчмар (Мариинский театр) рассказал о подготовке к премьере и поделился мнением о Бурятском театре оперы и балета.

СТАВКА — НА АРИУНБААТАРА

— Вы работаете с Бурятским театром оперы и балета уже не первый раз.

— У меня самые приятные и прекрасные впечатления, — подчеркнул Корчмар. — Всегда рад здесь бывать. Наше сотрудничество началось, когда театр выходил, если так можно выразиться, из простоя, вызванного длительным ремонтом. Мы ставили «Аиду» с известным петербургским режиссером Алексеем Степанюком. Мне приятно наблюдать, как театр обретает силу, как он развивается, творчески растет. Рад, что способствую этому процессу. «Бал-маскарад» — моя четвертая постановка в содружестве с режиссером из Петербурга, а ныне художественным руководителем БГАТОиБ, Юрием Константиновичем Лаптевым. Конечно, я надеюсь на будущее сотрудничество. Попросту говоря, мне в Бурятии очень нравится. Здесь творческая атмосфера.

— Почему именно «Бал-маскарад»?

— Новые названия возникают в театрах по разным причинам. Иногда это репертуарные потребности — он должен быть разнообразным. Это раз. Второе — наличие определенных актеров в труппе, солистов, которым по свойствам таланта предписано сыграть ту или иную роль. В таких случаях просто делается ставка на таких людей. Репертуарная политика — дело многообразное.

Что касается спектакля «Бал-маскарад», то в нем очень важна роль одной из движущих фигур. Это баритон. У этого персонажа происходит жизненное крушение. Он верит своему господину: не только ему лично, но и видит в нем оплот власти, центр власти, благополучие и благоденствие страны. Он глубоко патриотичен, но у него случается личная трагедия, в результате которой он из преданного друга превращается в беспощадного мстителя. Это очень трудная роль. Для нее нужен очень сильный актер. У вас в театре есть Ариунбаатар Ганбаатар, на которого можно ставить в этом спектакле.

В ТЕАТРЕ НИКАК БЕЗ УЩЕМЛЕННЫХ САМОЛЮБИЙ И ЗАВЫШЕННЫХ САМООЦЕНОК

— А как в целом наши солисты, если у них какая-то особенность в силу менталитета или по другим причинам?

— Я думаю, это прежде всего огромное желание познавать новое, воспринимать его и учиться. Вообще, трудно сказать. Думаю, в чем-то отличаются. Санкт-Петербург — огромный культурный центр, где есть постоянный приток новых сил, гастролеров. Мариинский театр — это огромное оперное производство — не побоюсь этого слова. В Улан-Удэ масштабы более скромные, зато здесь есть очень хорошая тесная атмосфера, в которой мне легко работается.

В каких-то театрах есть пресыщенность работой и успехами. Здесь я чувствую свежий родник творчества, и это приятно. Хотя, театр есть театр: нигде не обходится без ущемленных самолюбий, без завышенных самооценок. Это есть у солистов. Такой сложный механизм довольно трудно вести, руководить им. Все эти факторы приходится учитывать и при постановке, и при построении общей политики в театре. В этом смысле я хочу подчеркнуть, что художественный руководитель оперной труппы Дарима Лхасарановна Линховоин обладает огромным опытом. И не только художественным. На мой взгляд она достаточно гибкий, но в то же время твердый многолетний руководитель, который достаточно уверенно ведет театр к новым творческим завоеваниям. У БАГТОиБ богатейшие традиции. Восстановить их и преумножить — непростая задача. И театр, как мне кажется, на пути к этой задаче.

 

МЫ ОТВЕТСТВЕННЫ ПЕРЕД ВЕРДИ И ГОСПОДОМ БОГОМ

— А в чем особенность нашего зрителя, это учитывается в процессе подготовки?

— Я думаю, что мы не работаем на зрителя. Мы ответственны перед господином Верди и Господом Богом. Думаю так. Если нам удастся раскрыть какую-то значительную часть того, что Верди заложил в это произведение, и что продиктовало ему вдохновение, публика ответит на это. А вот тут могу сказать и про публику. У бурятского зрителя есть открытость к такого рода художественным переживаниям — это бесспорно. Мой опыт постановок здесь говорит о том, что если ты сделал что-то настоящее, тебя поймут, встретят и одобрят.

— Что для вас значит «Бал-маскарад»?

— Я очень люблю Верди и преклоняюсь перед его гением. Он простым, понятным и доходчивым для огромного количества масс способом написал выдающиеся произведения. Он по-настоящему демократичен без всяких уступок. И «Бал-маскарад» — одно из его удачных сочинений. Он не пользуется такой фантастической популярностью как «Травиата», «Аида» и «Риголетто», но он не сходит со сцен во всех театрах, потому что в нем Верди очень точно и тонко соединил все важные для него темы. Это любовь, верность, ревность, страдание, муки, радость, преодоление страдания и, что очень важно, любовь к стране и к родине. Здесь эта тема не главная, как в «Набукко» или «Сицилийской вечерне», но она здесь тоже просматривается и проглядывается. Все темы здесь объединены в очень естественный клубок и естественно развиваются, очень хорошо показаны в замечательных мелодиях, гармониях и ритмах. Это все делает для меня «Бал-маскарад» одним из любимых сочинений Верди.

— Довольны тем, как проходит процесс подготовки?

— Я всегда доволен. Я уже давно работаю в Мариинском театре, где феноменальная скорость подготовки материала. Там просто не выживают люди, которые медленно соображают и не обладают всем профессиональным набором качеств. Это труппа, которая очень быстро работает, делает огромное количество постановок на четырех сценах, включая владивостокскую, а теперь и пятую во Владикавказе. Не скрою, в провинцию всегда едешь с опасением. Но меня приятно удивляет прогресс молодых певцов. У вас они берутся за партии, которые, может быть, превышают их возможности, их собственную оценку своих возможностей. В то же время это становится огромным стимулом для творческого роста. Фамилии называть не буду, потому что это общая тенденция в Бурятском оперном театре. Здесь не только используют накопленное, здесь дают дорогу молодым. Это очень правильно и здорово. Я вижу, как они растут, и я вижу как требовательно к себе относятся уже зрелые артисты, как они работают. В целом я доволен. Хотя нет такого артиста, который не нервничает перед премьерой — всегда хочется большего. 

РАД, ЧТО БУРЯТСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР И ЮРИЙ ЛАПТЕВ НАШЛИ ДРУГ ДРУГА

— В театре новый художественный руководитель — Юрий Константинович Лаптев. Что можете сказать о нем, как о человеке, с которым давно знакомы, и что, по вашему, его назначение даст нашему театру?

— Я знаю Юрия Константиновича несколько десятков лет. Я рядом с ним параллельно работал долгое время в Мариинском театре и работаю по-прежнему. Он до сих пор является артистом и режиссером Мариинского театра. Это, на мой взгляд, очень удачный выбор руководителей культуры республики. Лаптев — человек огромного творческого диапазона. Он, по сути дела, занимается всеми областями музыкального театра. Знает его изнутри как незаурядный певец и работает как режиссер, как организатор гигантского механизма. Он долгое время был руководителем служб планирования. Но у него есть и опыт работы в государственных структурах очень и очень большой. Он может вдохнуть жизнь в театр. Мне очень импонирует его личность — не только творческая, но и человеческая. Одним словом, я очень рад этому соединению: ваш прекрасный театр и яркая творческая фигура нашли друг друга.

— Что происходит в вашей творческой жизни помимо «Бала-маскарад»?

— Мне приходится достаточно много работать в Мариинском театре, где я традиционно уже много лет помимо того, что дирижирую и стою за пультом, слежу и отвечаю за музыкальные стандарты театра. Это значит, что маэстро Гергиев доверяет мне в известной мере контролировать, как идут спектакли. У меня есть и свои творческие поездки. Кроме того, я профессорствую уже много лет в консерватории, веду специальность «Оперный дирижер» и «Симфонический дирижер». Это и заполняет мою жизнь.

Ссылки по теме:

Добавить комментарий