Театр оперы и балета
Бурятский государственный академический
театр оперы и балета
им.н.а.СССР Г.Ц.Цыдынжапова
  1. Главная
  2. Новости
  3. Дайджест СМИ
  4. Критики: «Лучше бурят и монголов на итальянском поют только сами итальянцы»

Критики: «Лучше бурят и монголов на итальянском поют только сами итальянцы»

В Москве с аншлагом прошли гастроли артистов Бурятского театра оперы и балета

24 октября в Москве открылся второй музыкальный фестиваль «Видеть музыку», учрежденный министерством культуры и ассоциацией музыкальных театров Российской Федерации.

Фестиваль продлится до 15 ноября. Но уже сегодня можно сказать, что он стал большим культурным событием для российской столицы.

Судите сами, лучшие оперные сцены Москвы: Большой театр, Московский театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Новая опера», «Геликон-опера», Камерный музыкальный театр имени Покровского, Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Наталии Сац принимают в эти дни спектакли региональных театров.  В свою очередь, фестивальная афиша приятно удивляет разнообразием названий и оригинальностью постановок. Так, театр «Санктъ-Петербург опера» представил не только оперную классику — произведение В.А.Моцарта  «Дон Жуан», но и раритетную партитуру нового времени — оперу Б.Бриттена «Поругание Лукреции», а музыкальный театр имени Наталии Сац в рамках совместного проекта с лауреатом премий Grammy, Echo, Gramophone и основателем ансамбля The Harp Consort Эндрю Лоуренсом-Кингом — академия старинной оперы OPERA OMNIA  — старинную оперу «Ариадна» — в поисках утраченного», которая, безусловно, украсит не только фестиваль, но и весь музыкальный сезон. Кроме этого в афише заявлены Санкт-Петербургский детский театр «Зазеркалье» с оперой Ж.Бизе «Кармен» и современным мюзиклом Сергея Плешака «Старик Хоттабыч», «Музыкальный театр Карамболь» (Санкт-Петербург), передвижной камерный «Живой театр» из Екатеринбурга, Новосибирский и Алтайский театры музыкальной комедии, Иркутский музыкальный театр им. Загурского, Краснодарское творческое объединение «Премьера» имени Гатова, Красноярский театр оперы и балета, а также Большой театр России с оперой Дж. Пуччини «Манон Леско».

Владимир Васильев, Борис Акимов и другие мэтры

При таком количестве названий и имен успех спектаклей, представленных Бурятским академическим театром оперы и балета имени Цыдынжапова 23 и 24 октября, становится еще более важным и значительным.

А то, что Бурятскому оперному вновь удалось покорить московского зрителя есть непреложный факт, о котором свидетельствует тот ажиотаж, что сопровождал оба дня спектакли нашего театра. И это было не просто желанием бурятской диаспоры в Москве поддержать своих, это было настоящим признанием московской публики.

Билеты на балет «Красавица Ангара» были раскуплены практически молниеносно. И даже авторитет Федерального Собрания и принадлежность к СМИ не могли повлиять на неприступность кассиров Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, беспристрастно сообщавших опоздавшим, что билетов нет. Незадачливые бедолаги прорывались, как могли, в силу своих талантов и возможностей. «Федералы» соглашались на места в бельэтаж, побежденные безапелляционным аргументом: «Берите, что дают. Это последние», а журналисты, более привычные брать неприступные крепости личным, кто обаянием, а кто и напором, все-таки прорывались вперед, хоть и за кулисы. Что было для них не только приятным, но и полезным.

После премьеры фильма Валерия Тодоровского «Большой» у части зрительской аудитории сложилось достаточно поверхностное и превратное представление о балете. В прочтении Валерия Тодоровского балет — это некий аттракцион, у тех, кто стоял в кулисах 24 октября в театре Станиславского и Немировича-Данченко, навсегда останется понимание, что балет — это, прежде всего, тяжелый физический труд, а потом уже концепция, драматургия и пластика. Однако никто из сидящих в зале, за исключением специалистов, об этом не догадывался, артисты танцевали легко, на подъеме, всем своим существом растворяясь в танце. Конечно, внимательному глазу было видно, как сильно они волнуются, ведь они представляли в Москве не только свой театр, но и легенду бурятского национального балета в обновленном варианте с использованием компьютерных технологий и нового светового решения. На пользу это пошло спектаклю или нет, пусть судят специалисты, наша задача передать настроение зрительного зала. А оно было восторженным, искушенная московская публика приняла «Красавицу Ангару» овациями, криками «Браво!» и многочисленными букетами исполнителям главных партий.

Стоит также отметить, что балет «Красавица Ангара» посетили сразу две легенды русского балета — народный артист СССР Владимир Васильев, возглавлявший Большой театр с 1995 по 2000 гг., и народный артист СССР Борис Акимов, заместитель председателя художественного совета балетной труппы Большого театра. Мэтры после выступления встретились с балетной труппой БГАТОБ во главе с Морихиро Иватой и поблагодарили артистов за прекрасное выступление, отметив высокий уровень хореографического мастерства и уникальность бурятского балета. Слова благодарности также высказали президент ассоциации музыкальных театров, заслуженный деятель искусств РФ Георгий Исаакян и главный редактор федерального журнала «Балет», заслуженный деятель искусств РФ Валерия Уральская.

Москвичи долго не отпускали оперную труппу

Не менее ярким и запоминающимся для зрителей стал вечер 23 октября в Московском государственном академическом детском музыкальном театре имени Наталии Сац, где оперная труппа театра представила премьеру прошлого сезона — оперу Верди «Бал-маскарад», отличающуюся богатством мелодий и вокальным разнообразием.

Театр привез на гастроли сразу два состава, чтобы в случае необходимости можно было произвести замену, и, конечно же, своего ангела-хранителя Любовь Кирилловну Хабудаеву, без которой невозможны ни одни гастроли. Именно Любовь Кирилловна решает, кому стоит петь, а кому лучше поберечь свой голос — самый драгоценный инструмент в ансамбле оперных сопрано, теноров, басов и баритонов.

На этот раз публику очаровывали Михаил Пирогов, Ариунбаатар Ганбаатар, Самбуу Батчимэг, Билигма Ринчинова, Ольга Жигмитова, Эдуард Жагбаев. Все партии были спеты блестяще, ведь лучше бурят и монголов на итальянском поют только сами итальянцы. Есть что-то непостижимо близкое в звучании их голосов. Но не только пение было великолепным, драматическая игра, подчас в опере остающаяся даже не на втором плане, а где-то очень далеко, на этот раз не вступала в диссонанс с музыкой. Ничем не хуже артистов драмы наши герои по-настоящему любили, страдали, были ослеплены страстями и умирали. Неудивительно, что в финале зрители скандировали «Ура!» и «Браво!» и долго не хотели расходиться, что было подлинным подтверждением успеха. Москва не Улан-Удэ и то, что по окончании спектакля зал продолжал стоять и аплодировать, хотя многим предстояло добираться домой в разные концы города, кому два, а кому и три часа, значит значительно больше всех премий и профессиональных оценок критиков. И, тем не менее, мнение критиков тоже интересно: «Бурятский «Бал-маскарад» спет превосходно, и оттого это — настоящая опера», — писали они.

Остается только добавить, что помимо эмоций эти гастроли запомнятся еще и их масштабом: в Москву театр привез более 200 человек, в число которых вошли оперная и балетная труппы театра, оркестр, хор, работники цехов и администрация, а для перевозки декораций и оборудования понадобились две большие грузовые фуры.

 

Наталья Стефани

Добавить комментарий