Театр оперы и балета
Бурятский государственный академический
театр оперы и балета
им.н.а.СССР Г.Ц.Цыдынжапова
  1. Главная
  2. Новости
  3. К юбилею Леонарда Шоболова: «Волшебный талант приумножается трудом»

К юбилею Леонарда Шоболова: «Волшебный талант приумножается трудом»

Мы начинаем серию публикаций к юбилею народного артиста РБ Леонарда Сергеевича Шоболова. Показ оперы «Травиата» 28 января будет посвящен памяти выдающегося артиста.

ВОЛШЕБНЫЙ ТАЛАНТ ПРИУМНОЖАЕТСЯ ТРУДОМ

«Травиата» Дж. Верди. Сцена из спектакля. Альфред – Дугаржап Дашиев, Жермон — Леонард Шоболов. 1970 год

В октябре 1969 года на афишах Бурятского театра оперы и балета в спектакле по опере Д. Верди «Травиата» появились два новых имени. Молодые, только летом принятые солисты исполняли первые роли: партию Альфреда пел Дугаржап Дашиев, а Жермона — Леонард Шоболов. Оба артиста прежде были известны по выступлениям в концертных программах студентов и выпускников консерваторий. Спели они в спектакле очень удачно. В рецензии на спектакль молодые артисты удостоились весьма приятных, лестных отзывов. О Леонарде Шоболове было написано, что ему «свойственно ощущение мелодичной пластичности музыки», отмечался его «звучный и красиво окрашенный баритон». Талантливые певцы были признаны зрителями безоговорочно.

Прошел год, и молодой певец вполне оправдал возлагавшиеся на него надежды руководителей и главных специалистов театра. Он уже пел в трех спектаклях: партию Щелкалова в опере «Борис Годунов», Елецкого в «Евгении Онегине», Странника в бурятской опере «Чудесный клад». И с одинаковым искусством покорял слушателей, завораживал волшебным звучанием красивого голоса.

В бурятскую оперу Леонард Шоболов пришел после окончания Ленинградской консерватории. Там он учился вокалу в классе профессора И.И. Плешакова, который прежде воспитал выдающихся певцов Л. Линховоина, К. Базарсадаева, Н. Охотникова. К замечательному педагогу начинающий певец поступил благодаря рекомендации заслуженной артистки России В.Д. Лыгденовой. Спустя много лет певец признается, что ему очень везло на учителей. В Улан-Удэнском музыкальном училище занимался у доцента Веры Дашиевны Лыгденовой, тогда ведущей солистки Бурятского театра оперы и балета. До сих пор восхищаясь ее трудолюбием, порядочностью, он с благодарностью говорит: «Она каждый день вела уроки с нами и, кроме них, вне расписания, без устали, не жалея своего времени, учила нас, объясняя суть пения. Я очень многим обязан первому педагогу по вокалу и сегодня стараюсь быть хоть немного похожим на нее, своего учителя, восхищаюсь ее талантом работать с молодежью». Певец вспоминает, как внушали ему педагоги, что талант музыканта сам по себе, без ежедневного, упорного труда по совершенствованию, не раскроется. И в театре он трудился старательно, постоянно, с неизменным желанием отблагодарить своих учителей удачами на сцене.

Леонард Шоболов с каждым новым спектаклем рос как певец, все ярче раскрывался его талант. Особо удачными были признаны такие его роли, как Амонасро в опере «Аида», Сильвио в «Паяцах», Роберт в «Иоланте». Специалисты-музыковеды считают, что вокальная партия Амонасро является одной из сложнейших в оперном репертуаре. Леонард пел темпераментно, на высоком эмоциональном накале проводил сцены с Аидой, органично вписывался в знаменитый ансамбль 2-го действия. Образ его героя строился основательно, сценически убедительно. Эти спектакли многие годы пользуются у зрителей неизменным успехом.

В 70-80-е годы театр каждое лето выезжал на гастроли. Самые памятные — успешные выступления в обеих столицах родины — Москве и Ленинграде. Были поездки и за рубеж. С коллективом театра Леонард Шоболов объехал всю страну, давая представления в разных городах Кубани, Калмыкии, Урала. Особенно много и долго, до трех месяцев, продолжались гастроли в соседних регионах — Кузбассе, Алтае, Приморье, Дальнем Востоке.

Тогда же Леонард Шоболов был введен в новые спектакли — пел партию Шакловитого в «Хованщине» М. Мусоргского, Зурги в опере «Искатели жемчуга» Ж. Бизе. Он сумел создать образы, вызывающие сопереживание слушателей. В отзыве на спектакль «Искатели жемчуга», например, томская газета отметила красивый голос певца, его артистический профессионализм и заключила, что он «с честью справился с трудностями». В 1979 году Бурятский театр оперы и балета за выдающиеся заслуги и достижения в музыкальном искусстве удостоен высокого, почетного звания «академический». И в этом есть доля напряженного труда, служения верой-правдой родному коллективу народного артиста Бурятии Леонарда Шоболова.

И в дальнейшем театр продолжал пополнять репертуар интересными постановками. Леонард Шоболов осваивал новые оперные партии. Новым успехом в его творческой биографии явилось исполнение роли Игоря в спектакле «Князь Игорь» А. Бородина — прекрасный вокал, обаятельный, убедительный образ. Впечатляющими были и другие партии, особо выделяемые прессой и слушателями, — воодушевленно-страстное исполнение партии римского полководца Эцио в опере «Аттила» Д. Верди и одухотворенный образ Роберта в «Иоланте» П. Чайковского. Важно было, как пишет авторитетный музыковед профессор О.И. Куницын, что в этих ролях и партиях артист «достиг гармонии всех компонентов оперного образа, добился глубокой и цельной интерпретации музыки великих мастеров». Сейчас, пожалуй, трудно точно сосчитать все роли, однако известно, что за долгие годы в театре он спел более 40 оперных партий.

Особо следует отметить участие Л. Шоболова в создании репертуара бурятской национальной оперы. Уже в первой постановке оперы Бау Ямпилова «Чудесный клад» в 1969 году он исполнял роль Странника. Мы знаем, что значит для культуры нашей республики опера Маркиана Фролова «Энхэ-Булат-батор». С 1940 года она в репертуаре театра. Выдающийся режиссер И.М. Туманов в 1971 году высказался об этом так: «Шедевр бурятской советской национальной оперной драматургии «Энхэ-Булат-батор» должен быть постоянно в репертуаре театра оперы и балета». И музыкальный коллектив следует этому завету. Артист Леонард Шоболов очень гордится своим участием в опере. Он уже много лет поет партию Шумар-батора.

Народный артист Бурятской АССР Леонард Шоболов

Недавно, зимой, когда отмечали 85-летие со дня рождения народного писателя Бурятии Намжила Балдано, группа писателей и артистов выезжала на его родину. На встрече со студентами Иволгинского техникума Леонард Шоболов подробно рассказал о выдающейся роли Намжила Балдано в становлении и расцвете Бурятского театра оперы и балета.

У народного артиста Бурятии Леонарда Шоболова замечательное качество: он никогда не гнушается приглашениями на встречи в трудовые и молодежные коллективы. Всегда охотно откликается и едет на родину, в Джиду. Родился он в селе Гэгэтэ, в семье колхозного бухгалтера и учительницы. Семилетку закончил в Верхне-Ичетуйской, а среднюю — в Петропавловской школе. Отсюда поступал в Улан-Удэнское музыкальное училище.

Кстати, Джидинская долина необычайно богата талантами, здесь выросли будущие народные артисты России и СССР Найдан Гендунова, Содном Будажапов, Дугаржап Дашиев, Клавдия Шулунова. Леонард Шоболов побывал с концертами, кажется, во всех районах республики. На концертах иногда рассказывает о своем творческом пути, но больше поет. Поет с улыбкой, весело, если это шуточные народные песни. Так он исполняет смешную песню Д-Д. Жалсараева на слова поэта и кинорежиссера Б. Халзанова «Шесть унтов износил, восемь шапок обронил, пока за любимой ходил». Слушатели с большой благодарностью воспринимают мелодичную песню Б.М. Балдакова «К любимой». У него в запасе более ста арий из опер, романсов и песен, особенно удаются ему бурятские и русские народные песни.

Продолжая традиции выдающихся мастеров сцены, Леонард Шоболов обучает вокалу молодое поколение. Так, самый известный из его учеников Дамба Занданов добился заметного успеха: он дипломант международного конкурса теноров в Грузии, заслужил Большую премию международного конкурса вокалистов в Улан-Баторе, Монголии.

В эти дни исполняется 60 лет со дня рождения народного артиста Бурятии Леонарда Сергеевича Шоболова. На сцене родного театра состоится его творческий концерт. Пожелаем же ему дальнейших успехов на благо музыкальной культуры республики.

Юрий БУДАЕВ

1998

Добавить комментарий