К юбилею Цыден-Еши Бадмаева (1922-1994)

В 2017 году исполнилось бы 95 лет народному артисту Бурятской АССР, Лауреату международного конкурса III Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине, Кавалеру двух орденов Трудового Красного Знамени, «первому принцу бурятского балета» Цыден-Еши Бадмаеву (1922-1994) 

Начинаем серию публикаций из архива Бурятского театра оперы и балета, посвященных замечательному первому бурятскому классическому танцовщику лирического плана.

Первая статья о Ц. Бадмаеве, которую предлагаем Вашему вниманию, написана Н. Маториным.

ЦЫДЕН-ЕШИ БАДМАЕВ

Когда в 1939 году Цыден-Еши Бадмаев закончил с отличием десятилетку, то это событие лично его, а также близких и родных приятно взволновало. Хотя такой прекрасный результат всей многолетней учебы в школе был вполне естественным. Цыден рос очень организованным, дисциплинированным, любовно и серьезно относился к школьным занятиям, как, правило, он пользовался дополнительными пособиями. Знания получал устойчивые, прочные.

Перед Цыденом открывалась широкая перспектива стать врачом, инженером, педагогом. Но что вы будете делать с пылким воображением юноши, которой не исполнилось еще и семнадцати лет. С раннего детства Цыден любил музыку, танцы, пение. Словно зачарованный он смотрел на танцующих, и что скрывать, временами завидовал их искусству. Опера, хореография, песня как магнит неумолимо притягивали мальчика с первых классов занятий в школе. После среднего образования Цыден стоял на перепутье.

— Ты, куда едешь учиться? — нередко его спрашивали товарищи. — Наверное мечтаешь стать светилом ученого мира?!

Но Бадмаев обычно отмалчивался. И вдруг все произошло просто и неожиданно. Летом 1939 года стало известно о предстоящей декаде бурятского искусства в Москве. Бурятский музыкально-драматический театр формировал национальные кадры певцов, танцоров. В театр пришел и Цыден. Михаил Сергеевич Арсеньев и Татьяна Константиновна Глязер, скрывая довольные улыбки, смотрели как перед ними танцевал высокий, стройный бурят.

— Ну, что ж Цыден, — медленно промолвил балетмейстер Арсеньев, — у тебя все данные, чтобы стать хорошим танцором. Но, учти, искусство танца — это дело большое, заниматься им надо с восьми-девяти летнего возраста. Тебе предстоит много и упорно работать!

«Я буду стараться!» — едва слышно произнес юноша.

1940 год. Декада бурятского искусства проходила в Москве с огромным успехом. Главный балетмейстер декады Игорь Александрович Моисеев написал ряд статей в центральные газеты, где говорил о талантливых бурятских танцорах. В этой плеяде Моисеев отмечал и Цыдена Бадмаева.

После декады начался период творческого становления молодого артиста театра, период напряженного труда, исканий, где сопутствуют радость и огорчение. Но воля, страстная влюбленность в профессию, удивительная работоспособность преодолевала многие трудности, встречающиеся на пути.

Несмотря на тяжелые годы войны, государственный ордена Ленина Бурятский музыкально-драматический театр рос и креп, накапливал силы для классических оперных и балетных спектаклей.

В 1943 году балетному коллективу театра стала по плечу постановка советского балета «Бахчисарайский фонтан» композитор Б.Асафьева. Поэзия пушкинского сюжета, свежая и яркая музыка вдохновили балетную молодежь орденоносного театр на создание спектакля интересного, заполняющегося.

Вацлава исполнял Цыден Бадмаев. Это была его первая классическая роль. Танцор где сознательно, а где интуитивно приближался к реалистическому толканию сценического образа. Вацлав-Бадмаев любит Марию. Его чувство подобно распускающейся лилии очень нежно и благоуханно, в нем много юношеского, робкого. Но вот полчища крымского хана Гирея посягают на его родину, они кровожадны, жестоки, безжалостны. Под ударами их мечей погибают близкие Вацлава. Враги стремятся пленить Марию. И здесь Вацлав-Бадмаев в какие-то короткие минуты внезапно преображается. Артист наделяет своего героя мужественной силой, стремительной отвагой. Он беспощадно разит неприятеля, охраняя Марию. Но вот появляется хан Гирей. С отчаянной решимостью Вацлав с саблей бросается на поработителя. Но сраженный кинжалом в самое сердце замертво падает.

Бадмаев психологически верно передает последние секунды жизни Вацлава: угасающий взгляд, устремленный на Марию, движение к любимой, стоящее ему нечеловеческих усилий.

В следующем театральном сезоне в репертуаре театра появляется балет Гертеля «Тщетная предосторожность».

В нем Цыден Бадмаев выступил в роли жизнерадостного веселого простого деревенского парня Колена.

1945 год. Год исторических побед Советской Армии, над фашистской Германией и империалистической Японией.

— Этот год особенно мне памятен, — вспоминает Цыден. — В то время я удостоился высокой чести вместе с друзьями в течение 2-х месяцев выступать в дружественном Китае. Отношение к нам со стороны китайского народа было необыкновенно теплым и сердечным. Мы повсеместно слышали слова восхищения героическим подвигом советских людей.

Время шло. Балет театра все смелей и увереннее двигался вперед по пути художественно-творческих достижений. На сцене появляется балет «Корсар» А. Адана, где Цыден отчетливо нарисовал хореографический образ храброго Конрада — предводителя морских разбойников. Затем следует легкомысленный красавец — поэт из « Штраусианы» Штрауса, волевой и непоколебимый Фрондосо из «Лауренсии» Крейна.

1948 год для Цыдена Бадмаева явился подлинным экзаменом на творческую зрелость. В балете «Лебединое озеро» П.И. Чайковского он исполняет партию Зигфрида Вместе с Ларисой Сахьяновой Цыден создает гармоничный дуэт, преисполненный гуманистических чувств с их горячим стремлением к любви, счастью, свободе.

На наш взгляд, наибольшей творческой победой в жизни Цыдена является создание образа Феба де Шатопера из балета «Эсмеральда» Пуни, Глиэра и Василенко. Феб раскрывается Бадмаевым постепенно, исподволь. Вот в Фебе подчеркивается его внешний облик. Он изящен, ловок, манеры его по настоящему аристократичны. Улыбка пленительно чарующа, она как бы без слов хочет сказать о пламенности чувства сердечного и постоянного, но внешняя сторона Феба сравнима, может быть только с миражом в знойной пустыне. Она обманчива, последствия ее гибельны. Постепенно Феб встает перед нами как человек бессердечный, с холодным рассудком эгоиста, пресыщенного праздной бессмысленной жизнью. Встреча с Эсмеральдой для него обычный эпизод ничем не примечательный, без всякого душевного следа. Эсмеральда встречает Феба и его невесту на площади перед казнью. Сколько тончайших нюансов любви проявляет Эсмеральда к Фебу. Здесь радостное волнение и мольба, недоумение и страдание. А что же Феб? Он проходит мимо нее надменный и гордый, даже кивком головы не проявляя внимания.

За двадцать лет работы в театре Цыден Бадмаев сыграл почти пятнадцать ведущих ролей. И какую бы роль не исполнял артист, пусть то принца Дезире из «Спящей красавицы» П. Чайковского или Альберта из «Жизели» А. Адана или Евгения из бурятского балета «Свет над долиной» С. Ряузова, или Енисея из «Красавицы Ангары Л. Книппера и Б. Ямпилова, или Али-Батыра из «Шурале» Ф. Яруллина, везде он стремится подчеркивать те характерные черты, которые присущи тому или иному хореографическому образу.

Заслуженный артист Бурятской АССР Цыден-Еши Бадмаев в течение пяти лет является балетмейстером театра.

Он избирался депутатом райсовета. Несет большую общественную работу секретаря партийной организации театра.

С радостным волнением, с напряжением творческих сил Цыден Бадмаев вместе с коллективом театра готовится ко второй декаде Бурятской литературы и искусства. Она состоится осенью этого года в чудесной столице нашей Отчизны Москве.

1959 г.

Николай Иванович Маторин (1908-1979) внес огромный вклад в историю музыкальной культуры Бурятии. Музыкальное образование по классу скрипки получил в столичном музыкальном техникуме им. Гнесиных (1931) и Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (1938). С 1940 г. — первый скрипач-концертмейстер симфонического оркестра Бурят-Монгольской филармонии и Бурят-Монгольского музыкально-драматического театра. Н.И. Маторин, начиная с 1941 года, был штатным лектором филармонии, одним из ведущих музыкальных критиков в республике.

За большой вклад в развитие бурятской национальной музыкальной культуры Николай Иванович Маторин награжден медалью «За трудовое отличие» (1940), удостоен почетных званий «Заслуженный артист Бурят-Монгольской АССР» (1946), «Народный артист Бурятской АССР» (1963).

Добавить комментарий