Дарование и Труд

В 2018 году отметил бы свой 70-летний юбилей замечательный солист оперы, заслуженный артист РСФСР Григорий Михеевич Багадаев. Предлагаем Вашему вниманию статью о певце музыковеда Олега Куницына.

                                                                                    ДАРОВАНИЕ И ТРУД

Не будет ошибкой сказать, что добрая половина успехов Бурятского оперного театра — коллектива, известного по всей стране и по праву носящего высокое звание академического — зависит от чуткого отношения к творческой молодежи. Опытные мастера сцены внимательно следят за молодыми, ведь в театре одно за другим поколения молодых вокалистов и танцовщиков движутся по пути к подлинному мастерству.

Григорий Багадаев

Григорий Багадаев — из поколения молодых, пришедших в театр в середине 70-х годов. Вместе с ним начинали певцы В. Третьяков, Б. Петюк. Они сейчас — видные солисты театров, достойно продолжающие традиции корифеев бурятского оперного искусства.

Когда беседуешь с Григорием Багадаевым, особенно радует в молодом певце полное отсутствие позы. За плечами у него уже немало достижений — седьмой сезон в солистах академического театра, звание заслуженного артиста республики (весть об этом певец получил летом 1981 года, в дни гастролей театра во Владивостоке), успех в ряде ответственных партий, число спетых партий давно перевалило за два десятка — казалось бы, есть повод «зазнаться», что, увы, не так уж редко бывает с артистами. Но нет — он все так же, как и прежде, прост в общении, скромен и, пожалуй, даже больше самокритичен, чем раньше. Умеет трезво анализировать свои успехи и ошибки, умеет вовремя отказаться от каких-то замыслов, если чувствует, что еще не готов к их реализации. Это ли не залог движения вперед?

На оперной сцене или на концертной эстраде Григорий Багадаев всегда оставляет впечатление очень одаренного артиста с хорошей вокальной школой (он — выпускник Ленинградской консерватории), человека, глубоко увлеченного своей нелегкой профессией. Партнеры по сцене, дирижеры, композиторы (чьи сочинения он поет) отзываются о молодом певце как о труженике, обязательном человеке, надежном товарище.

Порги и Бесс

Одна за другой осваиваются оперные партии. Только за последние годы Багадаев дебютировал в операх «Порги и Бесс» Д. Гершвина (Порги), «Аттила» Дж. Верди (Аттила), «Пиковая дама» П. Чайковского (Томский), «Максимка» Б. Терентьева (Капитан), «Иоланта» П. Чайковского (Эбн-Хакиа) и еще многих. Не все удалось в равной степени, но о многих исполнительных партиях можно говорить как о ярких вокально-сценических образах, созданных молодым певцом.

К дебюту в партии Мельника в опере А. Даргомыжского «Русалка» певец шел долго. Разучил ее еще в Ленинграде, в консерваторской оперной студии. В Бурятском театре он не пропустил ни одного спектакля, когда Мельника пел Л. Линховоин, впитывая, запечатлевая в памяти каждую фразу, каждый жест и каждый шаг на сцене замечательного певца. Случалось и петь вместе в один вечер: Л. Линховоин пел Мельника, а Г. Багадаев — небольшую партию Свата. «Поражало, — вспоминает певец, — удивительное умение Лхасарана Лодоновича жить на сцене, ни на мгновение не выходя из образа, не отключаясь».

О Л. Линховоине молодой певец всегда говорит очень тепло и прочувствованно:

— Я считаю его одним из своих учителей. Я никогда не забуду его искренней заботы о молодежи. Часто вспоминаю, как, несмотря на свою невероятную загруженность и в театре, и в ВТО, и в различных комитетах и комиссиях, он все-таки находил время помочь каждому. Встретит тебя в театре, дружески возьмет за руку и поведет к себе, чтобы объяснить тебе твои ошибки во вчерашнем спектакле и их причину, покажет, как правильно взять тот или иной трудный звук. Благодаря Лхасарану Лодоновичу я смог «вернуться в строй», когда после перерыва в пении во время службы в армии у меня начались неполадки с голосом…

И когда Григорий Багадаев поет партию Мельника, то в стремлении к рельефности и масштабности, к достоверности как трагедийного, так и бытового планов, в продуманности целого и деталей – совсем невозможно не ощутить благотворного влияния традиций, заложенных в Бурятском театре Л. Линховоином. Вместе с тем это отнюдь не подражание замечательному образцу, Г. Багадаев ищет свой путь в прочтении классики. Конечно работа над одним из труднейших оперных образов еще будет продолжаться.

Пиковая Дама

— Что было интересного в завершающемся сезоне? — отвечает певец, — много, сезон был насыщенным. Как всегда я стремился как можно больше почерпнуть из опыта старших товарищей, вслушивался, например, в каждый совет большого мастера, главного дирижера Иосифа Юрьевича Айзиковича. Глубокое впечатление оставила поездка на БАМ – выступали по всему Бу­рятскому участку строительства магистрали.

Добавим, что Григорий Багадаев был отмечен знаком «За активное участие в культурном обслуживании строителей БАМа».

Естественно, что национальный репертуар — особая забота всех бурятских певцов, это, так сказать, «фирменное блюдо», которого не отведаешь больше нигде. У Г. Багадаева в памяти уже немало произведений в бурятском национальном стиле: партии в операх Б. Ямпилова «Прозрение» (геолог Намжил), «Чудесный клад» (богач Галсан), детской эстрадной опере В. Усовича «Тугая тетива Зээр Дала» (главный герой-охотник Зээр Далай), вокальный цикл «Бурятские напевы» В. Усовича на слова Д. Жалсараева, многочисленные массовые песни почти всех местных композиторов. Для некоторых из этих произведений Багадаев стал «первооткрывателем», первым вынес их на суд слушателей. Певец стремится не только расширить свой национальный репертуар, но и любовно «шлифует» то, что уже одобрительно встречено слушателями. Стал совершенствовать свое знание бурятского языка, справедливо полагая, что по-настоящему ария, романс или песня прозвучит лишь на языке оригинала. Сейчас в работе – партия Бадмы в опере Б. Ямпилова «Сильнее смерти», премьеру которой готовит театр.

Севильский церюльник

— Музыка новой оперы нашего ведущего композитора, — говорит певец, — очень выразительна. Сразу узнается самобытный стиль автора, музыкальные характеристики героев рельефны. Мои планы? Прежде всего, Достойно выступить в новой опере. Затем хочу спеть партию Мефистофеля в «Фаусте» Гуно. Уже выучил ее, вокальные трудности, кажется, преодолел. Раздумываю теперь над образом — хочется сделать его нетрадиционным. Хочу петь в новых детских операх, дети — очень чуткая и благодарная аудитория. Ну и, как весь театр, живу ожиданием майской поездки в Москву на Дни искусства и литературы Бурятия.

 

О. КУНИЦЫН, доцент ВСГИК.

Молодежь Бурятии, 07.04.1983

Добавить комментарий