Театр оперы и балета
Бурятский государственный академический
театр оперы и балета
им.н.а.СССР Г.Ц.Цыдынжапова
  1. Главная
  2. Новости
  3. Дайджест СМИ
  4. «Бал-маскарад» — великолепно о вечном

«Бал-маскарад» — великолепно о вечном

Театральный критик Лора Тирон (Иркутск) — о постановке «Бал-маскарад»

Июньские гастроли Бурятского государственного академического театра оперы и балета проходили в Иркутске на фоне нестерпимой жары, доходившей до 36 градусов. Несмотря на зной, публика задолго до начала стекалась к музыкальному театру в предвкушении встречи с любимыми артистами, с их красивыми стильными спектаклями. Театр из Улан-Удэ здесь очень любят, билеты задолго до начала гастролей были раскуплены. В нынешний приезд коллектив показал несколько ярких премьер, и среди них непревзойденный шедевр, блистательная опера «Бал-маскарад» Джузеппе Верди. Творческие возможности театра позволили взять в работу такой серьезный и сложный материал.

Мощь, красота, движение…

Открывается занавес, и с первых минут зрители попадают в иной мир: двухуровневая площадка с широкой лестницей, представляющая просторный, строгий кабинет короля Густава. Она многофункциональна и активно обыгрывается (сценограф — народный художник Украины Сергей Спевякин). Огромная люстра, величественные, под мрамор, колонны создают эффект мощи, богатства, силы, красоты.

Умело примененные огромные тканевые полотна, драпировки, различные комбинации и проекции светом (художник по свету — Александр Романов из Москвы) вызывают сильные эмоции, создают неповторимые иллюзии и переносят зрителя то в сцену на кладбище, то в таинственное жилище колдуньи Ульрики, то в дом Анкарстрёма. При этом пространство сцены не загромождено, оно дышит и наполнено воздухом. Эффектно смотрится финальная сцена бала, где преобладают яркие краски, вкрапления золотого, благородный бархат.

Вообще спектакль очень красив и динамичен. Костюмы Жанны Усачевой (Санкт-Петербург) стильны, максимально передают суть произведения и драматически раскрывают образ, выдержаны в единой гамме и эстетике. И декорации, и костюмы, и мизансцены, и свет — все работает на воссоздание идеи спектакля.

Век восемнадцатый — веку двадцать первому

Режиссер-постановщик оперы — народный артист России, лауреат Международного конкурса, профессор Санкт-Петербургской и Московской государственных консерваторий, ГИТИСа, МГУ, бывший советник президента РФ по культуре, профессионал высокого класса Юрий Лаптев. С недавнего времени он стал художественным руководителем Бурятского театра оперы и балета, и у солистов и хора сложилась с ним интересная и плодотворная творческая работа. Об идее «Бала-маскарада» режиссер сказал так:

— Несмотря на то что действие оперы разворачивается в XVIII веке, мысли, заложенные в ней, глубоко современны. С каждым годом появляется необходимость напоминать людям, что, упустив суть жизни, мы можем прийти к трагедиям, которые, к сожалению, случаются в современной истории. Вместо того чтобы услышать ближнего, поверить в дружбу, получить ответы на вопросы, которые его мучают, человек замыкается. Он начинает взращивать в себе демонов, которые потом руководят его поступками и приводят к роковым последствиям. Современность спектакля заключается не в переодевании актеров в современные костюмы и перенесении их в наше время, а в умении рассказать историю так, чтобы она была интересна зрителю XXI века.

Я категорически против переписывания либретто и считаю, что автором все заложено в музыке, — продолжил Юрий Лаптев. — Классика многогранна, и любой режиссер просто пигмей перед величием музыки Глинки, Верди, Римского-Корсакова… Я надеюсь, что этот спектакль заставит задуматься над тем, что происходит с нами сегодня. Если люди научатся слышать и понимать друг друга, верить друзьям и близким, злу непременно придет конец.

…С этими мыслями и шла работа артистов над оперой, которая по яркости, мелодическому богатству, драматизму, психологической точности принадлежит к вершинам творчества Верди. Глубина и выразительность вокальных партий, блеск оркестра, мастерство построения ансамблей — все это выдвигает «Бал-маскарад» на одно из первых мест в наследии композитора, который ставит в ней вечные моральные и нравственные вопросы бытия: добро и зло, любовь и ненависть, верность и предательство. И здесь каждый персонаж четко заявляет свое отношение к пониманию жизненных идеалов.

Нюансы яркого созвездия

В душе главного героя, короля Густава, разворачивается трагический конфликт между чувством долга и любовью к Амелии. Из-за подозрения в измене любимой женщины его лучший друг Анкарстрём превращается в заклятого врага, но в финале мелодраматической развязки благородный герой прощает своих убийц. Редкий для нашего времени пример милосердия.

Оба главных героя — блестящие теноры Михаил Пирогов и Мэргэн Санданов, исполняющие партию короля Густава, исходя из своей природы, преподнесли своего персонажа зрителю каждый по- своему, но оба убедили, заставив поверить, сочувствовать, сопереживать всем сердцем. Им удалось передать тронутый тоской и меланхолией характер Густава, страдающего от недостижимости идеала и гармонии, гамму противоречивых чувств и особый накал драматизма в финале.

Партию Густава в первом составе исполнял Михаил Пирогов. Обладающий прекрасной техникой, чувством музыкального стиля, личным обаянием, необыкновенно красивым мягким тембром и интонацией. Второй король Густав — Мэргэн Санданов — покорил  благородством, искренностью, чистотой, великолепным звучанием, блестящей вокальной и актерской школой. Оба тенора были прекрасны и пребывают сейчас на пике артистической карьеры.

Анкарстрёма в обоих премьерных спектаклях в Иркутске темпераментно и уверенно исполнил блистательный баритон, народный артист Бурятии Мунхзул Намхайн, который не нуждается в долгом представлении, так как давно полюбился иркутскому зрителю. Мужественность, харизматичность давно стали отличительным фирменным знаком его персонажей.

Партию Амелии в первом составе исполнила Батчимэг Самбуугийн. Ее чудесное, сильное лирико-драматическое сопрано словно летело над сценой, попадая в каждое зрительское сердце. Она была убедительна в своей любви и преданности, ясна, легка, открыта, эмоциональна и гармонична. Во втором составе зрители увидели опытную певицу, народную артистку республики Марину Коробенкову, у которой в Иркутске была премьера в этой роли. Она показала Амелию человеком благородным, наделенным большим чувством любви, страдающей, женственной, внутренне сильной, найдя свои индивидуальные, яркие акценты для героини.

«Одна из самых интересных работ»

Блестяще партию пажа Оскара исполнили народная артистка Бурятии Билигма Ринчинова в первом составе и очаровательная Елена Мохосова во втором. Партия Оскара сложна тем, что персонаж должен много двигаться, перемещаться, быть пластичным. И обе солистки были равно хороши: подвижны, искренни, непосредственны, азартны. Правда, у более опытной Билигмы партия Оскара, как мне показалось, звучала интонационно разнообразнее.

В роли зловещей колдуньи Ульрики были великолепны меццо- сопрано, заслуженная артистка республики Ольга Жигмитова в первом составе и народная артистка Бурятии Эржена Базарсадаева во втором. Каждая из исполнительниц была по-своему притягательна, убедительна, впечатляюще драматична и эффектна.

Колоритно, проникновенно исполнены и роли второго плана: Христиан — заслуженный артист Бурятии Бадма Гомбожапов, Граф Риббинг — Эдуард Жагбаев, Граф Горн — Батэрдэнэ Доржцэдэн, Судья — Данзан Бальжинимаев, Слуга Амелии — Чингис Иванов. Каждый имел возможность раскрыться в своей роли — кто менее, кто более значительно и весомо.

Оркестр под управлением дирижера-постановщика, заслуженного артиста России Леонида Корчмара (Санкт-Петербург) звучал ярко, наполненно, эмоционально, точно. Стройно и с большим воодушевлением работал хор. Он создавал не просто интересный игровой фон и атмосферу, артисты хора были полноправными участниками действия и не только чисто и хорошо звучали, но и пластически отлично двигались (хореограф — петербуржец Владимир Романовский).

— Для меня было очень интересно работать над этим проектом с нашими молодыми солистами, — отметила художественный руководитель оперной труппы, народная артистка России Дарима Линховоин. — И я могу сказать, что опера «Бал-маскарад» — одна из самых интересных работ в моей творческой биографии.

В роскошных вариациях

Я увидела театр энергичный, молодой, полный сил, движения вперед с очень сильными солистами, хором и оркестром. У солистов оперы — первородные, мощные голоса, пластичные и гибкие, которые доставили зрителям истинное наслаждение. Вообще, наличие так называемых вердиевских голосов в труппе, да еще в двух составах — большая редкость и гордость театра.

Художественные достоинства спектакля несомненны, театр проделал огромную, впечатляющую работу. Поставить «Бал-маскарад» на сцене оперного или «Гамлета» на сцене драматического театра — равнозначные задачи по степени сложности работы над раскрытием образов и характеров героев. Истинность страстей и правдоподобие чувств в каждый раз заново предлагаемых обстоятельствах, хорошо выстроенные конфликтные ситуации, умело и внятно выраженные оценки, которые несут событие, транслируют состояние, отражают авторскую интонацию… И главное — актерская энергетика, дыхание и сила, которые покоряли зал, а после снова возвращались с удвоенной силой на сцену. Спектакль еще раз напомнил людям о ценностях, которые во все времена остаются неизменными.

Думается, что театр и должен быть таким — познавательным, ярким и интересным зрителю, должен нести нравственные основы в лучшем смысле этого слова. Чтобы люди выходили из него не опустошенными, а воодушевленными, по крайней мере получившими удовольствие от прекрасного художественного зрелища, которое затронуло их чувства, их сердца. Таковым стал для иркутян спектакль «Бал-маскарад» великого Верди в роскошных, потрясающих вариациях театра оперы и балета из Бурятии.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы Бурятского государственного 
академического театра оперы и балета имени 
Г.Ц. Цыдынжапова.

На фото: сцены из спектакля

Добавить комментарий