«Открытий в Бурятии оказалось даже больше, чем ожидалось»

Авторы проекта «Посвящение Елене Образцовой» — Ирина Чернова и Виктор Бочаров — поделились впечатлениями от Бурятии, оперного театра и исполнителей.

— Я в Бурятии первый раз и знакомлюсь с вашим театром впервые, — отметила директор Культурного центра Елены Образцовой Ирина Чернова. — Хотя певцов многих знаю. Наслышана о творческих победах Даримы Линховоин. Мы с ней очень дружны — знакомы с конкурса Чайковского, который проходил в Москве, а позже в Санкт-Петербурге. Знаю и молодых певцов, которые вышли из стен этого театра — Савва Хастаев, Аюну Базаргуруева, Ольга Жигмитова, Соел Батуев, Саян Цымпилов. Ваша республика богата талантами и дает такие шикарные кадры. Здесь и дышится легко, воздух какой-то питательный. Мы на это обратили внимание с первых секунд. А какая красивая природа! Особенно отмечу поездку в Иволгинский дацан, где мы по-настоящему прониклись вашей духовной культурой и идеологией. Понравилась и экскурсия по оперному театру — скрупулезная и профессиональная.

— Впечатления на самом деле очень серьезные, — продолжил искусствовед Виктор Бочаров. — По прежней жизни побывать здесь не удалось. Кое-что знали по различным источникам, но в действительности открытий оказалось больше, чем ожидалось. Во-первых, люди очень интересные, общительные и открытые — это заметно сразу. Во-вторых, у вас достаточно много культурных ценностей, которые существовали в прежнее время и которые удалось сохранить. Я говорю о всем том, что связано с буддизмом. И, конечно, впечатлил сам театр. Мне он был известен по двум фигурам — это Лариса Сахьянова и Лхасаран Линховоин. Я их видел, когда они были на гастролях в Москве еще в 70-е годы. Всегда с уважением относился к музыкальной культуре Бурятии — высокопрофессиональной и серьезной. Теперь мы увидели ее первоисточник.

— И как вам наш театр?

И.Ч.: — Я понимала, что мы едем в столицу Бурятии, в национальный театр. И он должен быть представительским. Признаюсь, архитектурные элементы напомнили мне Царское село, Александровский дворец. Там есть такая же шахматная галерея из белого камня. Она всегда светлая, потому что находится на солнечной стороне.

Что касается самого театра, то акустика у вас очень хорошая. Услышав оркестровую репетицию, поняли — силы здесь прекрасные. Оснащение техническое тоже нас порадовало. Шикарный экран — огромная плазменная панель. Рады, что наш проект продолжил свою историю именно у вас.

— Интересно, как он зарождался.

И.Ч.: Проект возник не на ровном месте. Попытки и предпосылки появлялись еще во время жизни Елены Васильевны, когда она сама работала и была в культурном центре Елены Образцовой. Было желание сделать ее творческий проект с историческими концертами, которых было большое количество. Но по каким-то причинам не сложилось.

В 2016 году возникла идея проводить исторические мемориальные концерты Елены Образцовой. Очевидно, ее творчество является культурным наследием, и мы должны его охранять и показывать.

Проект за пределами Санкт-Петербурга стартовал в моем родном Челябинске. Очень хотелось провести презентацию именно там. Теперь мы продолжаем нашу историю у вас, а затем движемся в Калининград, Алма-Ату и, возможно, Астану, а в сентябре будем выступать в Таллине.

Проект состоит из трех частей: первая — это мемориальная фото-выставка из портретов, она связана с жизнью Елены Васильевны, поэтому так и называется «Образцовая жизнь». Вторая часть — презентация видеопроекта Виктора Бочарова «Жизнь на сцене»…

— Что он из себя представляет?

В.Б.: — Это, как говорилось в советское время, фильм-концерт. Большое счастье, что творческая жизнь Елены Образцовой совпала с техническими новшествами, поэтому от ее выступлений и исполнительского мастерства осталось достаточно много фактов, которые можно, что называется, «в руках подержать». В действительности я это сделал еще в середине 90-х годов. Мы тогда начали работу с Еленой Васильевной в культурном центре. Тогда я собрал все, что было снято. В итоге целых 48 часов за все годы набралось! А аудиозаписи и вовсе подсчету не поддаются, потому что там только одних концертов больше 50. Это очень серьезное наследие.

В общем, мы сделали дайджест, начиная от первых съемок и закачивая периодом уже ближе к концу жизни Елены Васильевны. Процесс был трудоемкий. Нужно было распределить материал по годам. При этом важно было отразить различные жанровые и тематические направления: это и камерная музыка, и песенная, и выступления в русской опере, и в итальянской опере.

— А кульминация — непосредственно концерт.

И.Ч.: — Да, третья часть — музыкальная — В Челябинске это были лауреаты конкурсов юных вокалистов. В вашем случае — солисты Бурятского театра оперы и балета. Среди них есть молодые музыканты, которые лично знали Елену Васильевну. И Дарима Линховоин была с Еленой Васильевной знакома.

В.Б.: — У вас театр академический с большим количеством солистов с серьезными именами. Поэтому нельзя было отказаться от того, чтобы артисты выразили свое уважение и отношение к Образцовой в этом концерте. Это очень хорошо и очень интересно. В каждом городе получается своя песня.

— Как составлялась программа?

И.Ч.: — Музыкальная часть была доверена вашему художественному руководителю оперы Дариме Линховоин. Мы обменивались мнениями. Нам очень хотелось услышать Ариунбаатара Ганбаатара, потому что мы его знаем. Он выступал у нас в Санкт-Петербурге и оставил очень приятное впечатление. Такой молодой музыкант из Монголии победил, стал обладателем золотой медали и получил главный приз, который ему вручал сам Валерий Гергиев. Знаем и Ольгу Жигмитову — она принимала участие в творческой школе вокального мастерства. Дважды приезжала специально брать мастер-классы у Елены Васильевны. Надеемся, что она будет достойно представлять оперное искусство — и на вашей сцене, и на сценах России и за рубежом. Хорошо знаю и Михаила Пирогова. Слушала его в Красноярске. Замечательный музыкант, у него большое будущее. Нельзя не отметить и ваших заслуженных певцов.

— Расскажите о высокой миссии проекта.

И.Ч.: — Это просветительская миссия, в первую очередь. Также созидательная и сохраняющая традиции. А самое главное — побуждающая молодых людей интересоваться творчеством Елены Васильевны. Потому что это кладезь. Как айсберг — и мы видим только надводную часть. А то что под водой — это надо исследовать. Это побуждает и стимулирует к творчеству личному. В этом есть эффект и образовательный, и созидательный, и культурный. Послушав Елены Васильевну, ты все равно тянешься за великими.

Мы очень рады, что вы так тепло откликнулись на предложение провести наш культурно-просветительский проект «Посвящение Елене Образцовой» в вашем красивом замечательном театре.

Добавить комментарий