Театр оперы и балета
Бурятский государственный академический
театр оперы и балета
им.н.а.СССР Г.Ц.Цыдынжапова
  1. Главная
  2. Афиша
  3. Балет «Красавица Ангара» | 30 января в 17:00

Балет «Красавица Ангара» | 30 января в 17:00



Дата: 2019-01-30

Время: 17:00

Авторство: Б. Ямпилов, Л. Книппер

Возрастной ценз: 6+

КУПИТЬ БИЛЕТЫ

О спектакле

В репертуаре Бурятского театра оперы и балета есть спектакли, которые в течение долгого времени не сходят со сцены. А потому их знает несколько поколений зрителей. Через них, безусловно, прошло несколько поколений исполнителей. К таким знаменитым постановкам относится балет «Красавица Ангара» композиторов Бау Ямпилова и Льва Книппера, автор либретто — драматург Намжил Балдано, созданный в далёком 1959-м и в том же году переживший свой первый триумфальный успех.

Напомним зрителям, что Н. Балдано, автор либретто опер «Энхэ-Булат-батор» М. Фролова, «Эржэн» В. Морошкина, «Побратимы» Д. Аюшеева, балетов «Свет над долиной» С. Ряузова, «Гэсэр» и «Сын земли» Ж. Батуева, собиратель и пропагандист бурятского фольклора и эпоса. Выдающийся бурятский композитор Б. Ямпилов — автор множества произведений различных жанров — от песен до опер, а советским композитором Л. Книппером написано несколько опер, балетов, кантат, симфоний, одна из которых включает знаменитую песню «Полюшко-поле». Он (Л. Книппер) еще в предвоенные годы приезжал в Бурятию, записав тогда в Курумканском и Баргузинском аймаках семьдесят четыре народных мелодий. Позднее он сочинил на их основе симфоническую сюиту «Курумкан» и оперу «На Байкале» (либретто Г. Цыдынжапова и Л. Фейнберга), с успехом показанную в Улан-Удэ еще в 1948 году.

Автор либретто Н. Балдано обратился к мотивам и образам из других сказок и легенд и ввел в либретто соперника Енисея – Черного Вихря, которому тоже нравится дочь Байкала, но больше его соблазняет богатое приданое Ангары. Это дало ему возможность найти наиболее выигрышные сценические ситуации, подчинить их основной сюжетной линии, основному замыслу и выявить динамику в развитии сюжета. Получилось поэтическое зрелищное либретто.

Авторы определили «Красавицу Ангару» как балет-поэма, в наибольшей степени приближенный к классическому жанру. И этому есть объяснение: произведение является соавторским. Одним из композиторов стал Л.К. Книппер, уже работавший в республике и принявший предложение написать новый балет в сотворчестве с одним из ведущих композиторов Бурятии того времени – Б.Б. Ямпиловым.

Балет изначально был ориентирован на широкую аудиторию, выходящую за пределы республики. Идейная основа произведения не однолинейна, а включает множество смыслов. Это и лежащая на поверхности история любви юной Ангары и мужественного Енисея. Это и более глубокие связи использованного предания с бурятской мифологией и архаичной космологией. Еще один ракурс связан с показом мощи природного начала как созидательной и благодатной силы и преклонением перед могуществом сибирских рек и Байкалом как источниками жизни, что неразрывно связано со спецификой традиционной культуры бурят, для которых природа мыслилась одушевленной и выступала живительным источником. Это также и воплощение красивой национальной сказки, повествующей о происхождении реки Ангары, и воплощение этической идеи победы Добра над Злом. Именно множественность толкований, сочетающая простоту и доступность с одновременным возвышением над конкретикой, обеспечила жизненность легенды, ее непреходяще значение для бурятского искусства, художественно-эстетическую и этическую значимость. Образные характеристики и хореография, несомненно, перекликаются с национальным фольклором.

В музыкальной партитуре композиторы широко использовали ритмы народного танца, приемы подражания бурятским народным инструментам и имитации звуков природы, приемы гармонического сопровождения мелодий, основанные на квартовых и квинтовых параллелизмах, вариационно-вариантные методы развития материала, характерные для народной музыки. Музыкальные характеристики главных героев представляют собой емкий психологический портрет каждого персонажа, – и это, несомненно, заслуга Л.К. Книппера. Тема широкого дыхания и диапазона, характеризующая главную героиню, основана на звукоряде бурятской пентатоники, но лишена жанровой основы, что придает ее облику устремленность и возвышенность. Тема Енисея родственна теме Ангары и представляет ее отдаленный вариант, но более сдержанный и спокойный. Диссонантная тема Черного Вихря, состоящая из прихотливых ритмических фигур, позволяет констатировать его противопоставление миру водных стихий – Байкала, Ангары, Енисея. Связь с фольклором в последней теме просматривается слабо, что указывает на чужеродоность персонажа.

За каждым персонажем закреплена и тембровая окраска: тему Черного Вихря исполняет солирующая валторна, темы Енисея и Ангары — струнные и деревянные духовые, тему Байкала — медные духовые инструменты.

В балете имеются красочные и колоритные дивертисментные сцены. Шествия и пляски вполне органично вписаны в основную линию развития сюжета: таковы танцы рыбок и других обитателей подводного мира в четвертой картине («Подводное царство») и танцы юношей и девушек во второй картине («Стан Черного Вихря»).

Общему эффекту способствует и синтетичность хореографии, в которой использованы как приемы классического балета, так и характерные для фольклорных бурятских танцев: элементы жестов, позиции рук и ног, отдельные позы, логика построения и развертывания сцен, что в сочетании с костюмами и декорациями позволяет сформировать целостное сценическое решение, подчиненное музыкальному развитию. Созданное композиторами действо во многом подхватывало линию достижений русского классического балета, с той разницей, что в основу сюжета были положены не литературные сказки, типичные для композиторов русской школы, а легендарные фольклорные источники. И тип сказочного, фантастического спектакля, воплощающего национальную поэтику, и мифологическое видение мира, заложенное в «Красавице Ангаре», нашли продолжение в последующих спектаклях бурятских композиторов.

Спектакль стал одной из творческих вершин талантливого балетмейстера из Москвы Михаила Заславского, одного из основоположников бурятской национальной хореографии. В первой постановке «Красавицы Ангары» участвовал и народный артист СССР Игорь Моисеев, выступивший в качестве консультанта балета и автора двух лирических дуэтов Ангары и Енисея.

Художники-постановщики «Красавицы Ангары» — Александр Тимин и Мария  Шестакова, вписавшие целую страницу в историю бурятского декоративного искусства. Выдающийся мастер-декоратор, художник-портретист и скульптор А.И. Тимин за много лет работы в театре оформил более 100 оперных и балетных спектаклей.

Образ Красавицы Ангары неразрывно связан с легендой бурятского балета, народной артисткой СССР Ларисой Сахьяновой. Более двадцати сезонов зрители с любовью сопереживали ее Ангаре и каждый раз восхищались вдохновенным танцем балерины. Мужественный и привлекательный образ Енисея создал многолетний исполнитель этой партии Петр Абашеев, народный артист РСФСР.

«Красавица Ангара» показана тысячи раз. За этой цифрой – многие десятки новых исполнителей, сотни тысяч зрителей, и не только в Бурятии, но и в огромной прежней стране, где проходили гастроли. За этой цифрой —  впечатления людей, их открытия, за ней — творческие переживания артистов. Знаменитый балет объединил тех и других, в этом тоже одна из его особенностей.

 

Использованные источники:

  1. Куницын О.И. Музыкальный театр Бурятии. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1988. – 256 с.
  2. Бау Ямпилова: к 100-летию со дня рождения. – Улан-Удэ: «Печатный Дворъ», 2017. – 196 с.
  3. Протасова Л.И. Балетный театр Бурятии. – Улан-Удэ: И-ПК ВСГАКиИ, 2017. – 196 с.
  4. http://www.media-nsglinka.ru/index.php?r=mcscreation/view&id=158;
  5. http://search.rsl.ru/ru/record/01002327190

Содержание

Сюжетным источником музыкально-хореографического произведения послужила поэтичная, романтически взволнованная, старинная народная легенда: «Триста тридцать три верных сына его (Байкала) день и ночь несли серебро своих вод, умножая бессчетные богатства отца. А в глубине байкальских вод, в каменной горнице, томилась под строгим отцовским надзором единственная дочь Байкала – красавица Ангара. Больше всех богатств любил старик свою дочь, пуще глаз хранил и берег ее, даже погулять отпускал неохотно, боясь какой-либо неведомой беды. Как-то прослышала Ангара, что есть такой красавец-юноша, синеглазый Енисей, который неудержимо и стремительно несет свои воды далеко на север. Забилось сердце Ангары, захотелось повстречаться с Енисеем. И в одну темную ночь, когда Байкал мирно спал, своенравная Ангара проломила каменные громады и рванулась навстречу Енисею. Разгневался седой Байкал, кинулся за непокорной дочерью, но уже далеко струились волны единственной дочери Байкала, соединившей свои воды с могучим потоком Енисея».