Театр оперы и балета
Бурятский государственный академический
театр оперы и балета
им.н.а.СССР Г.Ц.Цыдынжапова
  1. Главная
  2. Афиша
  3. Бал-маскарад

Бал-маскарад



Дата: 2017-10-03

Время: 18:30

Авторство: Джузеппе Верди

Возрастной ценз: 12+


Роли

Король Густав: Михаил Пирогов
Амелия: Самбуу Батчимэг
Анкарстрём: Ариунбаатар Ганбаатар
Оскар: Билигма Ринчинова
Ульрика: Ольга Жигмитова

О спектакле

«Бал-маскарад» – двадцать третья опера Дж. Верди – «самая мелодраматическая из мелодрам» на фоне политического триллера. Король погибает как жертва роковой ошибки от руки друга, посчитавшего его сводником своей жены. Действие изобилует яркими контрастами: мрачные сцены сменяются радостными, драматическая развязка происходит на фоне бала.

Граф Ричард устраивает в замке Бал – маскарад. Он тайно влюблен в Амелию — жену своего секретаря Ренато. Амелия тоже тайно грезит страстью к графу и просит колдунью Ульрику помочь преодолеть эту страсть…

По яркости, мелодическому богатству, выразительности оркестровых красок, драматизму, психологической правде опера принадлежит к вершинам творчества Верди. Каждая фраза в ней музыкальна, а каждая мелодия – вокальна, композитор широко использовал песенные и танцевальные жанры, что придало музыке особую выразительность.

 

Содержание

I действие

Картина первая

Королевский дворец, объятый сумраком. Не спит один король Густав, его душа стремится к прекрасной Амелии. Он понимает обречённость этой любви. Амелия – жена его ближайшего друга графа Анкарстрём. Появляется паж Оскар, который приглашает на приём просителей, военных и придворных. Среди посетителей враги короля – граф Риббинг и граф Горн, чей недовольный ропот смешивается со всеобщим восхвалением короля.

Паж Оскар приносит Густаву список приглашённых на бал-маскарад, который должен состояться в скором времени. Среди приглашённых Амелия. Появляется Анкарстрём. Он сообщает, что граф Риббинг и граф Горн готовят заговор, угрожающий жизни короля. Появление Судьи прерывает речь графа Анкарстрём, в которой призывает короля быть осторожным и более серьёзно относиться к своей безопасности. Судья требует выслать из города гадалку Ульрику. Король Густав хочет развеять мрачные мысли, которые принёс его секретарь – граф Анкарстрём, и предлагает всем инкогнито, изменив свою внешность, явиться к Ульрике и разоблачить её.

Картина вторая

Ульрика колдует в своём жилище («Re dell’abisso»; «Царь преисподней, мне явись»). Появляется переодетый Густав, но в этот момент приходит слуга Амелии и просит принять его Госпожу. Ульрика остаётся с ней наедине. Гадалка спрашивает, готова ли Амелия пойти одна сегодня ночью на кладбище и найти заговорённую траву («Della citta all’occaso»; «Если пойдёшь на запад»). Густав слышит согласие Амелии побороть сильное чувство любви. Он принимает решение последовать за ней. Его останавливает толпа, переодетых придворных, возглавляемая Оскаром. Они врываются к Ульрике в назначенный час, желая довести свою шутку до конца. Переодевшись простолюдином, Густав требует предсказать своё будущее («Di tu se fedele»; «Скажи, не грозит ли мне буря морская»).

Гадалка предупреждает короля, что его убийцей станет тот, кто первым пожмёт его руку. Этим человеком оказывается Анкарстрём, и все убеждаются в лживости её предсказаний. Ворвавшийся народ бурно выражает любовь своему королю, прославляя его добродетели.

II действие

Ночь. На кладбище Амелия ищет колдовскую траву («Ecco l’orrido campo»; «Вот оно, это поле»). Она влюблена в Густава, и мысль о разлуке для неё невыносима («Ma dall’arido stelo»; «Я найду колдовскую траву»). Появляется Густав и признается ей в любви («Non sai tu che se l’anima mia»; «Ты не знаешь, как совесть сурово»). С восторгом он узнает, что Амелия тоже любит его («Ah, qual soave brivido»; «О, эти сладкие слова»). Неожиданно их застаёт Анкарстрём. Не узнав свою жену, он предупреждает короля о приближении заговорщиков и отдаёт ему свой плащ. Густав берёт с друга клятву, что тот проводит закутанную в плащ и вуаль даму до города, не заговаривая, не пытаясь узнать, кто она (терцет «Odi tu come fremono cupi»; «Что-то там на скале зашуршало»). Заговорщики, встретившие вместо короля его секретаря, разъярены. Они хотят узнать, кто дама. Анкарстрём обнажает шпагу. Чтобы спасти мужа, Амелия сбрасывает вуаль. Анкарстрём потрясён. В его душе зарождается жажда мести неверной жене и предателю другу.

 

III действие

Картина первая

Кабинет в доме графа Анкарстрём. Все попытки объясниться с мужем тщетны. Анкарстрём непреклонен, только смерть может искупить измену и предательство друга. Желание немедленно свести счёты с женой останавливает осознание, что Амелия – мать его ребёнка («Morro, ma prima in grazia»; «Позволь мне перед смертью»). Во имя сына граф дарует ей жизнь.Но предательство и вероломство друга, за которого граф Анкарстрём был готов отдать жизнь («Eri tu che macchiavi quell’anima»; «Это ты отравил душу ядом»)?! Вот на кого теперь граф готов обрушить весь свой гнев.

Пришедшим графу Риббингу и графу Горну Анкарстрём предлагает бросить жребий, кто должен свершить правосудие (терцет «Dunque l’onta di tutti sol una»; «Нас свела наша тайная рана»). Рука Амелии вынимает роковой жребий. Совершить убийство должен Анкарстрём. Появившийся Оскар приносит приглашение на бал-маскарад и подтверждает, что король Густав будет на балу. Заговорщики торжествуют.

Картина вторая

Кабинет короля Густава. Он не может решиться отослать от двора графа Анкарстрём в его родовое поместье, тем самым лишить себя возможности видеть Амелию («Ma se m’e forza perderti»; «Навек расстаться мы должны»). Но чувства долга и чести перед другом побеждают («Forse la soglia attinse»; «Верно, она уже дома»).

Паж Оскар передаёт записку с предостережением о возможном покушении во время бала-маскарада, но Густав не в состоянии отказаться от последнего шанса встретиться с Амелией.

Картина третья

Бал. Из зала доносится музыка. Густав спешит увидеть возлюбленную («Si, rivederti Amelia»; «Видеть тебя, Амелия»). Смешавшись с толпой гостей, Анкарстрём узнаёт у Оскара, под какой маской скрылся Густав. Амелия предупреждает его об опасности, оба вновь охвачены страстью (дуэт «Ah! perche qui!.. fuggite», «T’amo, si, t’amo, e in lagrime»; «Ах, все вы здесь! Бегите!», «Видишь, в слезах тебя молю»). Густав сообщает Амелии о предстоящей разлуке. Когда он прощается с ней, Анкарстрём наносит ему смертельный удар. Общее смятение. Умирающий Густав прощает графа Анкарстрём и полностью оправдывает Амелию.

Анкарстрём раздавлен горем, его иступлённая жажда мести погубила любовь, дружбу и разрушила его мир.