Театр оперы и балета
Бурятский государственный академический
театр оперы и балета
им.н.а.СССР Г.Ц.Цыдынжапова
  1. Главная
  2. О театре

О театре

1939

Создание Бурят-монгольского музыкально-драматического театра

«Первый период охватывает время с 1939 по 1948 год, когда в театре шли драматические, музыкально-драматические, оперные и балетные спектакли. Это был период кропотливых поисков наиболее правильного пути в создании музыкальных спектаклей, собирания сил и накопления опыта. Это был также период, когда кадры театра овладевали основами музыкальной культуры, осваивали высоты классической и советской музыки». Г. Бельгаев, Н. Маторин (1959)

              Бурятский_театр_оперы_и_балета      58911030

Музыкальный театр Бурятии прошел путь от освоения жанра музыкальной драмы к созданию национальных опер и балетов, среди которых – первенец и гордость национального музыкального искусства опера «Энхэ-Булат-батор» М. Фролова, балет «Красавица Ангара» народных артистов СССР Л. Книппера и Б. Ямпилова, которому была присуждена Государственная премия РСФСР им. Глинки.

1940

Участие в I Декаде литературы и искусства Бурят-Монгольской АССР (Москва)

1940

Награждение Бурят-Монгольского музыкально-драматического театра орденом Ленина

1941-1945

В годы Великой Отечественной войны из оставшихся в театре артистов было образовано несколько концертных бригад, выступавших в республике, в городах Сибири и Дальнего Востока. Несмотря на трудности военной поры, театр продолжал совершенствовать свои постановки и разучивать новые: оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского и «Фауст» Ш. Гуно, балеты «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева и «Тщетная предосторожность» П. Гертеля.

В сентябре 1943 года Бурят-монгольский театр впервые показал свои спектакли в Монгольской Народной Республике.

В послевоенные годы репертуар театра рос стремительно. Театр с каждым сезоном вырастал из рамок музыкально-драматического.

1949

Переименование в Бурят-Монгольский ордена Ленина театр оперы и балета

1952

Ввод в эксплуатацию нового здания Бурят-Монгольского театра оперы и балета (архитектор А. Федоров)

1959

Участие в II Декаде литературы и искусства Бурятской АССР (Москва).

Высокую оценку зрителей и театральной общественности получили оперы «Побратимы» Д. Аюшеева и «Князь Игорь» А. Бородина, балеты «Во имя любви» Ж. Батуева и В. Майзеля и «Красавица Ангара» Л. Книппера и Б. Ямпилова.
Всеобщее восхищение вызвали выступления Л. Линховоина в роли половецкого хана Кончака и Л. Сахьяновой в заглавной партии балета «Красавица Ангара».

В репертуаре тех лет появлялись произведения, различные по жанровой принадлежности, классические и современные, масштабные и камерные. Они убеждали в значительном росте художественного уровня коллектива.

В 1970-80 гг. на сцене Бурятского театра выступало немало талантливых мастеров, вокальное и хореографическое мастерство которых стали вкладом в историю музыкально-театрального исполнительства. Это Лхасаран Линховоин (1924-1980), Ким Базарсадаев (1937-2002), Дугаржап Дашиев (1939-2003), Ирина Кузьмина (1928-2015), Саян Раднаев (1934-2013), Владимир Буруев (1936-1999), Григорий Тушемилов (1934-2006), Николай Панчуков (), Дамдин-Сурун Дашицыренова (1952-2013), Леонард Шоболов (1938-), Лариса Сахьянова (1930-2001), Петр Абашеев (1934-1997), Ольга Короткова (1941-2004), Бакалин Васильев (1937-2015).

1979

Присвоение звания «академический» Бурятскому ор­дена Ленина театру оперы и балета.

Это высокое звание означало, что национальный музыкальный театр Бурятии пришел к поре полной художественной зрелости.

 

Бурятский театр оперы и балета единственный оперный театр в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Коллектив театр на протяжении 70 лет достойно представляет профессиональное искусство Бурятии в едином культурном пространстве России. Интересный и разнообразный репертуар, высокий профессионализм труппы принесли театру заслуженный авторитет и признание «Музыкального центра» не только Бурятии, но и всего огромного региона восточной части нашей страны.

На сцене театра поставлено около 300 спектаклей отечественной, мировой классики и произведений бурятских авторов. В действующем репертуаре театра постоянно находится более 30 опер и балетов.

Бурятские певцы и танцовщики неоднократно представляли свое искусство в странах Азии и Африки, Европы и Латинской Америки, в том числе, Франции, Канаде, Индии, Японии, Финляндии, Алжире и др. Это народные артисты СССР Л. Сахьянова, Л. Линховоин, К. Базарсадаев, Д.Дашиев, народные артисты РСФСР О.Короткова, Е.Самбуева, Ю.Муруев, О.Аюрова, Е.Шараева и многие другие.

За последние годы театр осуществил международные проекты с Монголией, США, Китаем, участвовал в международном фестивале балетов в Киеве на сцене национальной оперы. Успешные гастроли в КНР охватили 26 городов, среди которых: Пекин, Шанхай, Шеньян, Хайкоу, Гань-чжоу и другие. Коллектив балета представлял искусство Республики Бурятия на престижных площадках Китая, в том числе, участвуя в международном фестивале в г. Даляне.

С огромным успехом в 2007 году прошли гастроли балетной труппы на Украине, городах Днепропетровске и Донецке. О высоком профессиональном уровне спектаклей говорят оценки театроведов и отзывы зрителей.

Гастроли театра последних лет проходят в соседних регионах: Алтайском крае, Томской и Иркутской областях, Забайкальском крае, Агинском Бурятском округе.

Наиболее значимыми событиями последних лет для театра и республики стали:

  • постановка национальной оперы «Гэсэр» А.Андреева по мотивам великого эпоса бурятского народа;
  • постановка опер К.Сен-Санса «Самсон и Далила», Н.Римского-Корсакова «Садко», «Дон Паскуале» Г.Доницетти.
  • постановка балета-мистерии «Кармина Бурана» К.Орфа, балета «Франческа да Римини» П.Чайковского;
  • постановка балетов В.Гаврилина «Анна на шее», М.Глинки «Руслан и Людмила», К. Молчанова «Макбет», «Юки» на японскую буддийскую и музыку американских и европейских композиторов.

Театр оперы и балета является площадкой для реализации российских и международных проектов. Гастроли известных театральных коллективов Москвы, Санкт-Петербурга, приглашения солистов балета Мариинского театра, коллег из Перми, Самары, Нижнего Новгорода, Красноярска, Екатеринбурга, Новосибирска и дружественной Монголии, стали одним из направлений деятельности театра.