История театра

Бурятский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени народного артиста СССР Гомбо Цыдынжаповича Цыдынжапова

Творческая история старейшего музыкального театра Дальневосточного федерального округа имеет богатую историю и связана с непрерывным интенсивным художественным ростом, совершенствованием мастерства, обращением к интересным творческим задачам. Театр, достойно представляющий профессиональное музыкальное искусство Бурятии в едином культурном пространстве России и за рубежом, носит высокое звание академического. На сцене театра поставлено более 300 спектаклей отечественной, мировой классики и по произведениям бурятских композиторов.

Первые шаги

Рождение музыкального театра было явлением не случайным. Сокровища фольклорного творчества бурятского народа стали одной из основ быстрого формирования в 30-е годы бурятского музыкального театра. У истоков создания профессионального оперного искусства Бурятии стояли известные деятели русского музыкального и театрального искусства: композиторы – П. Берлинский, М. Фролов, В. Морошкин, балетмейстеры – И. Моисеев, М. Арсеньев, педагоги – Т. Глязер, В. Обыденная, режиссеры – И. Туманов,

А. Миронский, художники – Г. Кигель, А. Тимин и другие. Они воспитали целую плеяду бурятских музыкантов, певцов, танцовщиков.

В 20-е годы в республике начинает зарождаться профессиональное искусство. Открываются музыкальная школа, передвижные музыкальные курсы. Как во многих национальных республиках, путь к опере лежал через переходный жанр – музыкальную драму. В Бурятии первым произведением такого рода явилась музыкальная драма «Баир» П. Берлинского. Успех спектакля в 1938 г. показал, что театр сделал большой шаг на пути овладения музыкально-сценическим искусством. 20 декабря 1939 г. Президиум ЦИК Бурят-Монгольской АССР издал постановление о реорганизации национального драматического театра в музыкально-драматический. Этот день считается днем рождения оперного театра республики.

20 октября 1940 г. показом «Энхэ-Булат батора» открылась I Декада бурят-монгольского искусства в Москве. За успешные выступления и высокий артистический потенциал Указом Президиума Верховного Совета СССР театр был награжден орденом Ленина. Главному режиссеру театра Г. Цыдынжапову было присвоено звание народного артиста СССР, многие артисты были удостоены правительственных наград.

В годы Великой Отечественной войны было образовано несколько концертных бригад, выступавших в воинских частях и госпиталях в Улан-Удэ, Забайкалье и на Дальнем Востоке.

Послевоенные годы

Послевоенные годы репертуар театра рос стремительными темпами. Театр с каждым сезоном вырастал из рамок музыкально-драматического. Шло строительство здания театра, которое было торжественно открыто в 1952 году. Блестящее выступление Бурятского театра оперы и балета на второй Декаде бурятского искусства и литературы в Москве в 1959 году было отмечено присвоением ведущим мастерам почетных званий. Звание народного артиста СССР был удостоен Л. Линховоин, народных артистов РСФСР – Л. Сахьянова (позже — народная артистка СССР, лауреат Госпремии РСФСР), Н. Петрова, Б. Балдаков.

В конце 50-х – начале 60-х гг. в театре были осуществлены постановки более 70 опер и балетов, среди которых были и классические, и современные произведения. Периодом полной творческой зрелости театра явились 70-е годы. Об этом свидетельствовал и высокий художественный уровень многих оперных и балетных постановок, творческий рост всего коллектива и отдельных солистов, значительное расширение и обогащение репертуара театра. Один за другим на сцене Бурятского театра ставились интересные, значительные по замыслу и убедительные по воплощению спектакли: оперы – «Борис Годунов», «Хованщина» М. Мусоргского, «Аида», «Дон Карлос», «Отелло» Д. Верди; балеты – «Спартак» А. Хачатуряна, «Легенда о любви» А. Меликова, «Раймонда» А. Глазунова, «Гэсэр» и «Сын земли» Ж. Батуева.

Золотой век бурятской оперы

Знаменательное событие произошло в 1979 г., когда за большие заслуги в развитии музыкального искусства и успешный творческий отчет в Москве и Ленинграде коллективу было присвоено звание «Академического». Все это стало стимулом дальнейшего роста и совершенствования театра. В

70-80-е годы на сцене Бурятского театра блистало немало талантливых мастеров. Их лучшие творческие находки стали вкладом в историю национального музыкально-театрального исполнительства. Это народный артист СССР, лауреат Госпремии РСФСР Л. Линховоин, народные артисты СССР К. Базарсадаев, Д. Дашиев и другие. Театр уделяет большое внимание и артистической молодежи. В 1982 г. был проведен I Всероссийский фестиваль «Молодые голоса и молодой балет России». В 80-е годы лауреатами различных международных и российских конкурсов стали молодые солисты театра Г. Шойдагбаева, В. Бальжинимаев, О. Аюрова, Б. Бороев, В. Цыдыпова, в 90-е годы Е. Шараева, Б. Будаев, Д. Занданов, в 2000-е М. Намхай, О. Жигмитова, А. Базаргуруева, Д. Шагдуров и др.

До настоящего времени на сцене театра блистает оперная прима народная артистка СССР легендарная Галина Шойдагбаева, чьим вокальным искусством неизменно восхищаются зрители России и зарубежья.

После реконструкции

В мае 2011 года театр вновь открылся после 6-летней генеральной реконструкции и реставрации. И сразу же на его сцене прошел Первый международный Байкальский конкурс вокалистов конкурсе приняли участие 35 певцов из Монголии, городов России: Москвы, С-Петербурга, Якутска, Иркутска, Новосибирска, Улан-Удэ. В 2015 году состоялся II Байкальский международный конкурс вокалистов.

В октябре 2011 года состоялись гастроли театра в Москве на Новой сцене Большого театра. В 2012 году в рамках «Года Германии в России» при поддержке Института им. Гете, Министерства культуры РФ состоялась постановка оперы Р. Вагнера «Летучий голландец».

Театр, имеющий продолжительную и богатую историю, в настоящее время переживает период творческого ренессанса. В коллектив влились новые силы. В 2012 году балет Бурятии возглавил японская звезда русского балета Морихиро Ивата (в прошлом солист Большого театра), оперную труппу обновили выпускники ведущих российских консерваторий (Санкт-петербургской, Московской, Новосибирской и др.), Монгольской академии музыки. Летом 2015 года солист Бурятского театра оперы и балета Ариунбаатар Ганбаатар стал лауреатом и обладателем Гран-при XV международного конкурса им. П.И. Чайковского.

Ренессанс

К декабрю 2014 года – времени празднования 75-летнего юбилея – стало понятно, что театр активно восстанавливается после шестилетней генеральной реконструкции и реставрации. Позади премьеры опер «Летучий голландец» (2012), «Аида» (2013), «Так поступают все» (2014), балетов «Дон Кихот» (2013), «Бахчисарайский фонтан» (2014), «Вальпургиева ночь» (2014). Первый Байкальский конкурс вокалистов, Фестиваль балета имени Сахьяновой и Абашеева. Театр обрел свое второе дыхание и начал активно стремиться к расширению собственного репертуара и поиску новой публики.  Наступил этап обновления исторически сложившегося исполнительского облика театра и утверждения его в границах новой российской и мировой театральной действительности. 

Последующий, 2015 год оказался ключевым в новейшей истории театра, можно сказать, с него и началась эпоха маленького ренессанса в отдельно взятом театре. Прежде всего об этом свидетельствовал профессиональный рост балетной труппы. Стала давать ощутимые результаты деятельность в качестве руководителя балетной труппы и балетмейстера-постановщика Морихиро Ивата (с октября 2012 года) –выпускника Московского хореографического училища и солиста Большого театра (1996-2012). Как представитель и последовательный адепт русской балетной школы Морихиро целенаправленно занялся восстановлением классического репертуара и исполнительского тонуса артистов. Свою редакцию на бурятской сцене он дал таким классическим балетам, как: «Дон Кихот» (2013), «Бахчисарайский фонтан» (2014), «Баядерка» (2015), «Пер Гюнт» (2015), «Лебединое озеро» (2016), «Пахита» (2016), «Корсар» (2018), «Щелкунчик» (2018). Наши солисты стали активно ездить на различные конкурсы (так несколько солистов стали лауреатами и дипломантами престижного конкурса «Арабеск» в Перми и в Монголии), о нас стал писать журнал «Балет» (с главным редактором которого тесно дружил Морихиро) и другие федеральные балетные критики. А главное, стали приезжать ведущие балетмейстеры, хореографы, репетиторы из столичных театров, Италии, Японии, Донецка, которые не только ставили спектакли, но и тщательно занимались с труппой театра. В тот период зрители сначала Иркутска и Читы, а затем и всей страны изумленно отмечали как выросла балетная труппа. Кроме того, театр становится одним из центров российско-японской дружбы: регулярными на премьерные постановки были визиты посла и консулов Японии в России, компания «Митсубиши» стала спонсором пяти постановок и международного конкурса балета в период с 2013 по 2019 годы, заметно оживилось туристическое и бизнес направление из страны восходящего солнца, а в год Японии в России (2018) несколько мероприятий театра вошли в официальную международную программу.

Находясь на восточных рубежах нашей родины, Бурятскому театру оперы и балета было предопределено стать «воротами в Азию». Придавая огромное значение развитию межгосударственных культурных контактов, артисты театра активно гастролируют в приграничных странах Азии: Монголия, Южная Корея, Китай, Япония. Одновременно с этим, на сцене театра выступают артисты из стран азиатско-тихоокеанского региона, создавая восточный российский полюс кросскультурных контактов.

Следующим этапом после серии классических премьер стало обновление национального репертуара. Во многом, благодаря усилиям Морихиро Ивата и директора театра Цыбикдоржиевой А.В. (2011-2018 г.г.) удается выиграть самый крупный грант среди российских театров 2016 года на постановку балета «Красавица Ангара». Это прямо свидетельствовало о признании достижений театра на общероссийском уровне. Состоявшаяся в декабре 2016 года премьера «визитной карточки» театра свидетельствовала и о новой жизни шедевра национальной хореографии, и о преемственности исполнительских традиций. Неслучайно этот спектакль стал одним из самых популярных на гастролях театра в Москве (Музыкальный театр имени Станиславского, 2017), Хабаровске (Музыкальный театр, 2018). Владивостоке (Приморская сцена Мариинского театра, 2019) и подчеркнул самобытный облик Бурятского театра оперы и балета. Также благодаря личному вкладу Морихиро Ивата состоялись выступления балетной труппы в Италии и Японии. В 2013 и 2018 годах им же инициируется Международный фестиваль балета им. Ларисы Сахьяновой и Петра Абашеева, а в 2019 году Культурный фонд Морихиро Ивата проводит 1-й Российско-Японский Евразийский конкурс артистов балета, в котором приняли участие 150 артистов из Китая, Монголии, Сингапура, Японии и регионов России.

Весной 2019 года по приглашению Морихиро Ивата балетмейстером Александром Мишутиным (Япония) в театре осуществляется постановка балета «Талисман». Этот спектакль вызвал широкий резонанс как среди любителей балета, так и экспертного сообщества. Осенью стало известно, что спектакль номинирован за Национальную премию «Золотая маска» и 29 февраля 2020 года он был представлен в рамках ее основной программы в Москве на сцене театра «Геликон-опера».

Другими ключевыми фигурами бурятского оперного ренессанса стали представители Мариинского театра: режиссер и солист оперной труппы Юрий Лаптев (народный артист России, профессор, заведующий кафедрой, декан вокально-режиссерского факультета Санкт-Петербургской консерватории, профессор ГИТИСа и МГУ) и дирижер Леонид Корчмар (заслуженный артист РФ, доцент кафедры оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской консерватории).

За пять лет ими было поставлено шесть спектаклей в Бурятском театре оперы и балета: «Тоска» Дж. Пуччини (2015), «Кармен» Ж. Бизе (2016), «Бал-маскарад» Дж. Верди (2017), «Демон» Рубинштейна (концертное исполнение, 2018), «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта (2018) «Риголетто» Дж. Верди (2019). С 10 сентября 2016 года Ю.К. Лаптев был принят на должность главного режиссера, а с января 2017 по декабрь 2018 года являлся художественным руководителем театра. С его появлением опера в нашем театре вышла на новый качественный уровень и режиссерски, и актерски: она повернулась к зрителю, показав, что может быть эмоциональной, понятной и брать за живое. Солисты оперы и артисты хора стали выполнять не только сугубо музыкальные задачи, но и актерские, встраиваясь в общий режиссерский замысел и преодолевая условности оперного жанра. Во многом благодаря его спектаклям о Бурятском оперном вновь заговорили от Санкт-Петербурга до Владивостока и театр вошел в федеральную повестку театрального сообщества.

В 2016 году, 3 ноября, спектакль «Тоска» показали на новой сцене Большого театра. Для всей культуры Бурятии это событие стало знаковым, прежде всего потому, что на протяжении довольно большого периода времени ни один из коллективов республики не выступал на главной сцене страны. Тем более с таким триумфом. Как писали столичные критики: «Драматургически минорная, но при этом «эстетически лучезарная», театрально-зрелищная и, на первый взгляд, вполне обычная новая постановка необычна тем, что на фоне унылого засилья режиссерских экспериментов нынешняя продукция прежде режиссерского и сценографического воплощения на первый план ставит музыку» (Игорь Корябин, «Бельканто.ру»). Этот спектакль стал этапным в истории театра: здесь не только была провозглашена новая режиссерская эстетика, обозначен профессиональный рост артистов, музыкантов, художественно-постановочной группы, но и впервые продемонстрировано новое поколение солистов, о которых скоро заговорили по всей России и за рубежом. Показ «Тоски» в Москве позволил широкой театральной общественности оценить вблизи и «вживую» профессиональный уровень театра, представляющего крупнейший музыкально-театральный центр всей восточной Сибири.

Главные партии в уже легендарной премьере исполнили молодые солисты, которые пришли в театр примерно в одно время (в 2014-2015 годах): Батчимэг Самбугийн, звонкое и крепкое сопрано lirico spinto, лауреат международных конкурсов в Монголии и Бурятии; Михаил Пирогов, редкий по красоте драматический тенор, обладатель Гран-при международного конкурса им. П.И. Словцова (Красноярск), а позже и Специального приза конкурса «Хосе Каррерас Гран-при», Москва (ныне солист Красноярского театра оперы и балета); Ариунбаатар Ганбаатар,  блестящий баритон, лауреат III Международного конкурса вокалистов им. М. Магомаева (Москва), впервые в истории нашего театра и республики, завоевавший Гран-при XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского, Санкт-Петербург (ныне солист Мариинского театра).

Непосредственным наставником, подготовившем Ариунбаатара к мировым конкурсам (после конкурса Чайковского, уже в 2016 году, певец стал лауреатом всемирного конкурса ВВС в Кардиффе, Великобритания) и большой оперной сцене стала концертмейстер нашего театра, народная артистка РФ, художественный руководитель оперы Дарима Линховоин, на счету которой десятки лауреатов самых престижных всероссийских и международных конкурсов из числа нескольких поколений солистов нашего театра. Уже на днях стала известно о победе Бат-Эрдэнэ Доржцэден (первая премия) и Марии Балдановой (вторая премия), представляющих нынешнее поколение солистов театра и также подготовленных Д.Л. Линховоин, на Конкурсе оперных певцов «Санкт-Петербург» памяти Ирины Богачевой.

В мае 2017 года, по предложению Даримы Лхасарановны, в театре была поставлена следующая этапная постановка театра – опера «Бал-маскарад». Ее показ в Москве осенью 2017 года в рамках фестиваля «Видеть музыку» Ассоциации музыкальных театров России, по словам организаторов, стал украшением фестивальной программы и вызвал серию положительных рецензий и отзывов столичных критиков. Если говорить о вкладе в этот спектакль каждого солиста, артиста хора, миманса, музыканта оркестра, не забыв, конечно, о вкладе концертмейстеров, хормейстера и дирижера, то в целом благодаря высокому музыкальному уровню обсуждаемых постановок «Бал-маскарад», наряду с «Тоской», смело можно назвать визитными карточками труппы этого периода.

Важным завоеванием театра за последние годы стало его развитие в статусе крупнейшего музыкально-театрального центра восточной части России. Огромную роль здесь сыграли проводимые БГАТОиБ международные фестивали и конкурсы. Резонансным стал и прошедший дважды за последние пять лет Байкальский международный  конкурс вокалистов (2015, 2019 г.г.), послуживший стартом для многих будущих звезд мировой оперной сцены.  Участников не только из России, но и Японии, Кореи, Китая собрал I Российско-Японский Евразийский конкурс артистов балета, проводимый Фондом Морихиро Ивата. Регулярным стало проведение в стенах театра Фестиваля балета имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева (четвертый по счету прошел в 2018 г.) и Фестиваля оперы имени Л.Л. Линховоина (нынче состоялся шестой). Эти представительные театральные форумы собирают на сцене БГАТОиБ солистов ведущих театров России.

Немаловажным направлением своей деятельности театр считает популяризацию бурятского композиторского творчества. Так за прошедшую пятилетку на сцене театра состоялись юбилейные и памятные вечера
С. Манжигеева (февраль 2015 г.), Э. Гармаевой (февраль 2016 г.), Б. Цырендашиева (ноябрь 2016 г.), Б. Ямпилова (декабрь 2016 г.),П. Дамиранова (октябрь 2018 г.), Б. Дондокова (декабрь 2018 г.), премьеры детских музыкальных сказок В. Усовича «Морозко (2014), «Двенадцать месяцев» (2015), «Мороз Иванович» (2016), хоровых буддийских песнопений Ю. Ирдынеева (2017), а в рамках цикла «Золотые страницы бурятского балета и оперы» (автор и ведущий проекта музыковед Д.Д. Дондупов) рассказывается о всех выдающихся артистах прошлых лет.

В настоящее время театром ведется активный поиск новых путей развития. Так в июле 2019 года впервые состоялась Лаборатория молодых хореографов, собравшая балетмейстеров из Москвы, Риги, С-Петербурга, Улан-Удэ. По ее результатам появился проект «Бурятские сказки и легенды», который, с одной стороны, пополнил национальный репертуар, а с другой, позволил всем артистам бурятской труппы попробовать себя в новых хореографических техниках. Неслучайно эксперты «Золотой маски», посетившие один из премьерных показов Лаборатории включили проект в лонг-лист престижной национальной премии.
Также в ее основную программу, впервые в истории театра, вошла премьера этого года – балет «Талисман» в постановке Александра Мишутина. Отечественный хореограф, работающий в Японии, сумел рассказать классическую восточную сказку Мариуса Петипа современным балетным языком и сделать спектакль событием российского масштаба.

Актуальные элементы хореографии стала ключевыми и при постановке осенней премьеры 2019 года — балета «Сон в летнюю ночь» московского хореографа Анастасии Кадрулевой (выпускницы Бурятского хореографического училища и Академии Русского балета им. Вагановой), которая сумела обозначить новый вектор развития балетной труппы.
Главной весенней премьерой 2020 года должна была стать оперы «Травиата» Верди в постановке Владимира Бочарова. Однако после рабочей сдачи спектакля в марте этого года из-за пандемиии премьера была отложена на следующий сезон.

Театр жив когда он меняется. Две цели – сохранение классического наследия и поиск современных театральных форм – окрыляют его дальнейший путь. А все повороты, взлеты и падения, и есть выбор, который делало каждое поколение восьмидесятилетней истории театра.

Давид Дондупов,
замдиректора БГАТОиБ, музыковед,
член Союза композиторов РФ