Театр оперы и балета
Бурятский государственный академический
театр оперы и балета
им.н.а.СССР Г.Ц.Цыдынжапова
  1. Главная
  2. Новости
  3. Премьера оперы «Бал-маскарад». Как это было

Премьера оперы «Бал-маскарад». Как это было

На прошлой неделе в Бурятском театре оперы и балета состоялись премьерные показы оперы итальянского композитора Джузеппе Верди «Бал-маскарад».

РАНЬШЕ НЕ БЫЛО ВОЗМОЖНОСТИ

Идея поставить этот спектакль — не самый популярный из произведений Верди, но ничуть не менее гениальный — возникала еще в восьмидесятых годах прошлого столетия. Однако тогда, как вспоминает художественный руководитель оперной труппы, народная артистка России Дарима Линховоин, от нее отказались из-за сложности партий — петь попросту было некому. В 2017 году такая возможность появилась. Художественный руководитель БГАТОиБ и режиссер-постановщик спектакля, народный артист России Юрий Лаптев, имеющий богатый опыт работы в Мариинском театре, назвал сложившуюся в Улан-Удэ ситуацию уникальной — даже по меркам Санкт-Петербурга: «Я не помню, чтобы за последние 15 лет у нас была хотя бы одна постановка с тремя или четырьмя претендентами на роль главного героя-тенора, столько же — на роль главного героя-баритона».

У этой оперы есть две версии: в оригинальной действие происходит в Швеции, а сюжет основан на реальной истории убийства шведского короля Густава III. Однако в свое время из-за требований цензуры спектакль был «перенесен» в США, а главным героем стал губернатор Бостона. В Улан-Удэ был выбран «европейский» вариант.

ПРОЦЕСС ПОШЕЛ

С большим удивлением и не без доли скептицизма отнесся к предложению поставить «Бал-маскарад» на сцене Бурятского оперного театра приглашенный главный дирижер, заслуженный артист России Леонид Корчмар (Мариинский театр), который уже работал в Улан-Удэ над «Аидой», «Кармен» и «Тоской».

— Не скрою, в провинцию всегда едешь с опасением, — признается Леонид Офсеевич. — Но меня приятно удивляет прогресс молодых певцов. У вас они берутся за партии, которые, может быть, превышают их возможности, их собственную оценку своих возможностей. В то же время это становится огромным стимулом для творческого роста. И это общая тенденция в Бурятском оперном театре: здесь не только используют накопленное, но и дают дорогу молодым. В Улан-Удэ я чувствую свежий родник творчества.

При этом он отметил, что в спектакле «Бал-маскарад» особенно важна роль одной из движущих фигур — графа Анкарстрема. У этого персонажа происходит жизненное крушение, в результате которого он из преданного друга превращается в беспощадного мстителя. Это невероятно трудная роль, и для нее нужен очень сильный актер. И он в Бурятском театре оперы и балета имеется. Речь идет об обладателе «Гран-при» XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского 2015 года, заслуженном артисте Республики Бурятия, заслуженном артисте Монголии Ариунбаатаре Ганбаатаре, который этим летом выступит на престижнейшем международном конкурсе «Певец мира» в Кардиффе (Уэльс, Великобритания).

— Признаюсь, поначалу было очень трудно, — отмечает Ариунбаатар. — Я даже думал, что ничего не выйдет. Но после десяти дней интенсивных занятий, стало значительно легче. Постепенно процесс начал набирать обороты.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМАНДА

Для масштабной постановки в Улан-Удэ были приглашены известные специалисты и большие профессионалы: хореограф-постановщик Владимир Романовский (Санкт-Петербург), художник-постановщик Сергей Спевякин (Донецк), художник по свету Александр Романов (Москва) и художник по костюмам Жанна Усачева (Санкт-Петербург).

— Окончательная концепция всегда приходит во время репетиций и бурных обсуждений, — отмечает художник по свету Большого театра Александр Романов. — Музыка Верди сама по себе очень импульсивная и энергичная. Сначала, конечно, мы прочувствовали эту энергетику, и решения рождались в процессе.

— Опера была написана во второй половине 19 века. Мы решили сдвинуть его к тому времени, которое вдохновляло Верди, — объясняет дизайн костюмов художник Мариинского театра Жанна Усачева.

Отдельное внимание было уделено и работе над итальянским произношением артистов — занятия проводились с лингвистом, имеющим профильное столичное образование.

В спектакле были задействованы ведущие солисты Бурятского театра оперы и балета: Михаил Пирогов, Мэргэн Санданов, Самбуу Батчимэг, Ариунбаатар Ганбаатар, Мунхзул Намхайн, Билигма Ринчинова, Ольга Жигмитова, Эржэна Базарсадаева, Галсан Ванданов, Данзан Бальжинимаев, Бадма Гомбожапов, Эдуард Жагбаев, Доржцэдэн Бат-Эрдэнэ, Чингис Иванов и другие.

ПРЕМЬЕРА УДАЛАСЬ!

27 апреля и 28 апреля состоялись премьерные показы. В зрительном зале по традиции присутствовал исполняющий обязанности министра Бурятии Тимур Цыбиков. Также в числе почетных гостей был глава департамента культуры и искусств мэрии Улан-Батора (Монголия) Жанцаннорова Дамдинцэрэн. Во второй день на спектакль приехала делегация работников ОАО «Разрез Тугнуйский» во главе с генеральным директором предприятия Валерием Кулецким.

Публика приняла «Бал-маскарад» с восторгом и практически полчаса не отпускала солистов со сцены. Многие зрители оставили свои отзывы, в том числе в социальных сетях. Побывали на спектаклях и столичные критики — профессор Санкт-Петербургской консерватории Леонора Потапова и московский журналист Егор Хлыстов.

— Два состава — два разных спектакля, — делится впечатлениями Егор Хлыстов. — И вокально, и актерски наполнения были совершенно разные. Такой спектакль я могу представить на сцене любого театра Москвы и Санкт-Петербурга. Это очень достойная работа. Бурятский театр взял новую планку после «Тоски», которую я видел на Новой сцене Большого театра. Ариунбаатар Ганбаатар и Михаил Пирогов — просто восхитительны. Паж в исполнении Билигмы Ринчиновой — роскошный.

— Это невероятное богатство голосов, это бурятско-сибирское богатство, которому можно сильно позавидовать, — отмечает Леонора Потапова.

— Премьера удалась! — не скрывал эмоции по окончании спектакля Юрий Лаптев. — Мы по-честному сделали все что могли. Премьера удается тогда, когда каждый человек на сцене и вообще в театре хочет, чтобы все получилось.

Лично у меня после премьеры волнение сменяется грустью. Потому что закончился большой процесс, закончился большой этап. Закончился кусок жизни, работа с людьми, которых я люблю и уважаю как профессионалов. Мне очень приятно, несмотря на все трудности творческого созидания, и я испытываю глубокое наслаждение от того, что я общаюсь и работаю с этими людьми.

Теперь спектакль вышел и живет своей жизнью. И его непременно надо смотреть много раз, потому что он, как и все творения, будет претерпевать какие-то изменения — как вино, которое каждый год прибавляет какой-то вкус.

Двадцать третья опера Дж. Верди – «самая мелодраматическая из мелодрам» на фоне политического триллера. Король погибает как жертва роковой ошибки от руки друга, посчитавшего его сводником своей жены. Действие изобилует яркими контрастами: мрачные сцены сменяются радостными, драматическая развязка происходит на фоне бала.
Король Густав устраивает в замке бал–маскарад. Он тайно влюблен в Амелию — жену своего секретаря графа Анкарстрем. Амелия тоже тайно грезит страстью к графу и просит колдунью Ульрику помочь преодолеть эту страсть…
По яркости, мелодическому богатству, выразительности оркестровых красок, драматизму, психологической правде опера принадлежит к вершинам творчества Верди. Каждая фраза в ней музыкальна, а каждая мелодия – вокальна, композитор широко использовал песенные и танцевальные жанры, что придало музыке особую выразительность.

Ссылки по теме:

 

Добавить комментарий