Театр оперы и балета
Бурятский государственный академический
театр оперы и балета
им.н.а.СССР Г.Ц.Цыдынжапова
  1. Главная
  2. Новости
  3. В театре
  4. БАЛЕТ БУРЯТИИ: всего один вечер в Петербурге

БАЛЕТ БУРЯТИИ: всего один вечер в Петербурге

Специальный корреспондент федерального журнала «Балет» Лариса АБЫЗОВА о концерте «Вечер балета» на сцене Александрийского театра

В Санкт-Петербурге на сцене Александрийского театра состоялся вечер балета Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени Г.Ц.Цыдынжапова. Концерт был посвящен 350-летию Улан-Удэ, где труппа работает с 1943 года и долгое время — до открытия в 2012 году филиала Мариинского театра во Владивостоке — оставалась единственным театром оперы и балета в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

img_6606Бурятская труппа имеет с петербургским балетом давние связи. Выпускник Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета имени А.Я.Вагановой) Пётр Абашеев был в числе выдающихся звёзд бурятского театра, где сла­вился гармоничным дуэтом с первой бурятской балериной Ларисой Сахьяновой. С афиши Кировского театра шагнули на сцену Улан-Удэ «Шурале», «Тропою грома», «Легенда о любви». «Жизель» в постановке ленинградки Ксении Тер-Степановой была воспроизведена в редакции, полностью соответствующей редакции Мариинского театра.

Понятно, что концерт бурятских гостей вызвал пристальное внимание, собрав большую аудиторию зрителей. Ажиотаж усиливал интерес к деятельности нового худрука труппы Морихиро Ивата, известного японского танцовщика, который учился в Московском хореографическом училище (ныне Московская государственная академия хореографии) в классе Александра Бондаренко и был солистом Большого театра. Завершив в 2012 году карьеру тан­цовщика, Ивата возглавил бурятский балет.

К визиту в Петербург гастролеры подошли серьезно. Привезли свой оркестр (главный дирижер Йорн Фоссхейм, дирижер Валерий Волчанецкий) и труппу в полном составе. В программе соединились фрагменты из балетов советского периода, классического наследия, номера современной хореографии.

Одним из самых удачных номеров был «Умирающий лебедь» в исполнении Лии Балдановой. Балерина обошлась без модных нынче изломанных линий, конвульсий, змееподобных рук; у нее не было сверкающих бриллиантов, рубина, щедрого оперения. Ее облик был предельно скромен, пластика гармонична, движения грациозны, полны достоинства и спокойствия. Образцом Балда­новой был Лебедь Галины Улановой. Достойный образец и до­стойное исполнение.

img_6617Балеты на национальные бурятские темы были представлены фрагментами из «Красавицы Ангары» и «Юкки». «Красавица Ангара» Льва Книппера и Баудоржа Ямпилова в постановке Михаила Заславского и Игоря Моисеева — долгожитель, чья премьера со­стоялась в 1959 году. По адажио в исполнении Елены Хишиктуевой и Виктора Дампилова трудно судить обо всем балете, но даже этот небольшой номер показал изобретательную хореографию на основе классического танца, удивительным образом передаю­щего национальный колорит. Похвально, что театр сохраняет спектакль на своей афише. «Юкки» на музыку Арво Пярта, дуэт из которого исполнили Елена Хишиктуева и Виктор Дампилов, — одна из новинок театра в постановке молодого хореографа Ана­стасии Кадрулевой, выпускницы балетмейстерского отделения Академии русского балета имени А.Я.Вагановой.

Труппа с большим подъемом исполняет характерные танцы, в чем петербургские зрители убедились на примере «Половецких плясок» из оперы Бородина «Князь Игорь» в хореографии Михаила Фокина (солист Баир Жамбалов») и «Вальпургиевой ночи» из оперы Гуно «Фауст» в постановке Леонида Лавровского (солисты Вероника Миронова, Баир Цыдыпылов и Баир Жамбалов).

Худрук труппы Морихиро Ивата показал ряд своих балетмей­стерских работ, очень разных по хореографическим решениям. Вальс из балета «Щелкунчик» начался с оригинально выстроенной композиции, когда кордебалет разместился вокруг четверки солисток, застывших в позе знаменитого pas de quatre. От этой зафиксированной мизансцены берет импульс круговое движение танцовщиков в ро­зовых одеждах, рождающее эмоции радости. В номере «Клён» на музыку Рольфа Левланда Ивата строит дуэт (исполнители Харука Уэмура, Артемий Плюснин) на сочетании партерной техники и высоких поддержек. В «Лунном свете» на музыку Клода Дебюсси (исполнители Харука Уэмура и Булыт Раднаев) хореография Ивата сочетает мягкость пластики с цирковой гибкостью.

img_6627Морихиро Ивата исполнил два номера в собственной поста­новке: «Всё не так» на песню Владимира Высоцкого и не обозна­ченный в программе номер «в японском стиле». Несмотря на то, что танцовщик покинул сцену, он находится в отличной форме, и его исполнение имело огромный успех.

Успех же вечера в целом свидетельствует, что одного пред­ставления недостаточно для основательного знакомства петер­буржцев с балетной труппой бурятского театра.

Добавить комментарий