115 лет со дня рождения Гомбо Цыдынжапова

3 мая — 115 лет со дня рождения Гомбожапа Цыдынжаповича Цыдынжапова, чье имя носит наш театр
Гомбожап Цыдынжапович Цыдынжапов — первый бурятский деятель искусств, народный артист и лауреат Госпремии. Первый и единственный в республике лауреат Сталинской премии 1956 года в области искусства. Актер, режиссер, драматург, один из основоположников бурятского музыкально-драматического театра, бурятского профессионального театрального искусства, кавалер ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного знамени, ордена «Знак Почета», многих медалей.

Г. Цыдынжапов с мамой Радной НиколаевнойРодился 20 апреля (3 мая) 1905 г. в с. Улюкчикан ныне Баргузинского района Республики Бурятия. С группой молодых бурят, из числа окончивших краткосрочные курсы музыкальной школы при педагогическом техникуме в г. Улан-Удэ, Гомбо Цыдынжапов начинает свои поездки по улусам родного края в качестве актера, музыканта, певца, собирателя фольклора, организатора, зачинателя и пламенного пропагандиста-энтузиаста профессионального бурят-монгольского национального театра.

В 1934 году Цыдынжапов окончил режиссерский факультет Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского. С 1934 года работал как актер и режиссер (с 1936 г. художественный руководитель) в Государственном драматическом Бурят-монгольском театре. В 1939 году театр был реорганизован в музыкально-драматический. В 1948 году на базе этого театра создан Бурят-Монгольский государственный театр оперы и балета.

За годы своей актерской деятельности Гомбо Цыдынжапов создал образы В.И. Ленина («Кремлевские куранты» Н.Ф. Погодина), Платона Кречета («Платон Кречет» А.Е. Корнейчука), Шарлая («Эржэн» Н.Г. Балдано и М.Б. Эделя, музыка В.И. Морошкина), Отелло («Отелло» В. Шекспира).

В качестве режиссера Цыдынжапов поставил спектакли «Тартюф» Мольера (1936), «Падь серебряная» Н.Ф. Погодина (1937), «Два друга» Н.Г. Балдано (1938), музыкальную драму «Баир» (либретто Г.Ц.Цыдынжапова и А.А. Шадаева, музыка П.М. Берлинского и Б.Б. Ямпилова — 1938 и 1940). В 40-х — начале 50-х гг. Цыдынжапов поставил оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Энхэ-Булат батор» М.Фролова, «На Байкале» Л.К. Книппера, «Мэдэгмаша» С.Н. Ряузова (впоследствии переработанная композитором и получившая название «У подножия Саян»), балет Чайковского «Лебединое озеро» (1948).

По инициативе Цыдынжапова для постановок приглашались выдающиеся деятели советского театра: режиссеры А.Канин, И.Туманов, А.Киреев, композиторы М.Фролов, Л. Книппер.

Г. Цыдынжапов и А. ТиминКачества блестящего организатора Гомбо Цыдынжапов проявляет во всей широте в период подготовки к I декаде бурятского искусства и литературы в Москве в 1940 г. 21 декабря 1939 г. вышло в свет постановление СНК БМАССР №505 «О декаде бурят-монгольского искусства в городе Москве», в котором был утвержден репертуар показа бурят-монгольского искусства в Москве в 1940 г. и поставлен ряд задач. Например, для выявления лучших было решено провести республиканскую олимпиаду художественной самодеятельности и выставку изделий народно-художественных ремесел.

В конце 1930-х годов Цыдынжапов взялся за исполнение своей давней мечты – построить театр. По его личной инициативе и по заказу правительства республики, известные театральные архитекторы А.Н. Федоров и И.Г. Буров начали проектирование здания. Строительство велось с перерывами. Торжественное открытие театра состоялось 1 мая 1952 г.

В апреле 2006 года было принято постановление Правительства Республики Бурятия о присвоении Бурятскому Государственному ордена Ленина академическому театру оперы и балета имени народного артиста СССР Гомбожапа Цыдынжаповича Цыдынжапова.

 

«Изучая биографию жизни этого человека, можно только удивляться, как много он успел сделать. Это тот случай, когда о человеке очень трудно рассказать коротко. Он был и режиссером, и драматургом, и общественным деятелем, и строителем, и писателем, и артистом, и музыкантом. А в свободное время любил заниматься охотой и кулинарией. Он даже написал книгу «Бурятская кухня», которая выдержала три издания.

Люди, которые знали Цыдынжапова поражались его энергии, темпераменту, настойчивости, трудо и жизнелюбию. Глубокое знание своих национальных корней, знание традиций, обычаев, песен и танцев своего народа помогло ему в его работе» (Андрей Мухраев).

Добавить комментарий