15 июня исполняется 100 лет со дня рождения Надежды Петровой!

Жизнь в музыке.

«Этот голос невозможно слушать без волнения. Сильный, подвижный и своеобразно окрашенный, он полон лирического обаяния и подлинной поэзии. Даже в обычной разговорной речи голос замечательной бурятской певицы радует слух», — так писал театральный рецензент после одного из выступлений известной бурятской певицы, народной артистки Российской Федерации Надежды Казаковны ПЕТРОВОЙ.
У нее большой и интересный путь в искусстве музыки, а начался он в 1930-е годы. Только что окончившая театральное отделение Театрально-музыкального училища в Улан-Удэ, двадцатилетняя певица стала ведущей солисткой Первой декады бурят-монгольского искусства в Москве в октябре 1940 года. Московская газета «Театральная неделя» писала о Н.Петровой: «Надя Петрова — одна из талантливейших молодых певиц театра… У нее великолепное лирическое сопрано большой звучности. Голос Нади Петровой сулит ей прекрасное будущее оперной актрисы».
Надежда Петрова пела на декаде партию Булган в музыкальной драме «Баир» П.Берлинского и Б.Ямпилова и партию Арюн-Гоохон в опере М. Фролова «Энхэ-Булат-батор».
Автор оперы Маркиан Петрович Фролов очень высоко оценил пение и труд певицы в этой партии. «Моей чудесной Арюн-Гоохон», — подписал композитор фотографию, подаренную Надежде Казаковне.
Успех молодой певицы во многом был обусловлен ее большим природным дарованием: прекрасный голос, выразительная внешность (недаром впоследствии с Н. Петровой были написаны женские фигуры на плафоне зрительного зала Бурятского театра оперы и балета), тонкое сценическое чутье (певица долго мечтала о драматическом театре). Педагоги в Улан-Удэнском театрально-музыкальном училище, а затем в Ленинградской консерватории уважали ее за большое трудолюбие. От партии к партии, от спектакля к спектаклю певица совершенствовала свое вокальное и актерское мастерство.

 

Особенно запомнились Си Эр в опере «Дитя радости», Татьяна в «Евгении Онегине», Маргарита в «Фаусте», Антонида в «Иване Сусанине», Марфа в «Царской невесте» и многие другие.
Очень высоко было оценено выступление Н. Петровой в «коронной» партии лирического сопрано — партии Татьяны в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского. «Удивительно пушкинский» (так отмечалось в рецензии) внешний облик, поэтичность пения, мечтательная углубленность заставляли вспомнить известные строки: «задумчивость — ее подруга от самых колыбельных дней»…
В классическом репертуаре одной из вершин творчества Н. Петровой явилась партия Иоланты в одноименной опере Чайковского. «Я понимала эту оперу, — вспоминала певица, — как музыкальную драму. В ней все можно почувствовать без слов, обо всем говорит сама музыка». Певица сумела показать развитие характера героини от почти детской наивности к пробуждению чувства любви и желанию прозреть, увидеть красоту мира.
С особенным интересом встречался национальный оперный репертуар певицы, с которого она и начала свой путь в искусстве. Надежда Петрова пела в операх Аюшеева — «Побратимы» и «Братья», в ре Б. Ямпилова «У истока родника». О языке Б. Ямпилова певица говорила: Базарович Ямпилов — мой любимый композитор. Я люблю его чудесные романсы душевную, мелодичную оперную музыку. Она полна прелести наших народных бурятских напевов, близка им по духу». Партия Нансалмы в опере «У истока родника» — одна из творческих удач Петровой. Слушателям особенно запомнилась песня Нансалмы с хором, в которой героиня выражает свои душевные переживания по поводу мнимой «измены» ее возлюбленного. Скорбно лился по прихотливым изгибам мелодии голос Нансалмы, словно стоны были слышны в сопровождении хора. 
Надежда Казаковна интересно выступала и в камерном репертуаре, ее интерпретации были свойственны простота, тонкость и проникновенность. Она пела русскую и зарубежную романсовую классику, советскую музыку, вокальные миниатюры композиторов Бурятии. Вспоминается экспрессивное звучание ее голоса в ариях и канцонах старых мастеров бельканто, передача славянской мягкости музыки А. Дворжака, подчеркнутая патетика в сочинениях Д. Мейербера. Драматизм и мудрая простота подчеркнуты в песнях Ф. Шуберта. Пела Н. Петрова и современную музыку. Особенно впечатляла ее вокализация в романсах и песнях современного бразильского композитора Э. Вилла Лобоса.

В национальный камерный репертуар певицы вошли сочинения всех профессиональных композиторов республики и многих композиторов-песенников. Всегда с увлечением пела романс «Тебе» Д. Аюшеева, «Песню о любви» Б. Ямпилова, «Колыбельную» Ж. Батуева, песни Ч. Павлова, Б. Цырендашиева, Д. Яхунаева.

В 1970 году Надежда Казаковна стала педагогом Улан-Удэнского музыкального училища, возглавляла вокальное отделение, вела большую методическую работу. Ученики ценили в ней теплое, доброжелательное отношение, умение просто разъяснить сложные вопросы вокальной техники. Среди ее воспитанников – звезды российского оперного искусства, это – народная артистка СССР, профессор Галина Шойдагбаева, солистка Мариинского оперного театра (Санкт-Петербург), заслуженная артистка России Валентина Цыдыпова.
Жизнь Надежды Казаковны Петровой посвящена музыке, служению искусству и своим ученикам. Ее имя входит в число самых ярких имен в истории музыкальной культуры Бурятии.

 

Олег Куницын, профессор.
18 января 2005 г.

Добавить комментарий